Конфликты
Страница 10

Как видим - наибольшее количество работ посвящены изучениям конфликтов именно в Психологии.

При содержательном анализе литературы по психологии авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Впервые, в отечественной психологии, такой подход предложила Л.А.Петровская (1977). Она рассматривает круг понятий, адекватный изучаемому феномену. Описанная ею структура конфликта, его динамика, функции и типология являются определяющими ориентирами, для социального психолога и конфликтолога, начиная с 70-х годов XX века по настоящее время.

Не смотря на объем изучения конфликтов, до сих пор не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Некоторые авторы предлагают понимать его, как столкновение, противоречие, противодействие. Иногда конфликт можно понимать как своеобразный способ общения, как диалог несовместимостей в определенной ситуации, вид конкуренции. Основные черты конфликта: противоречие между субъектами; их противодействие; негативные эмоции в отношении друг друга.

Причины конфликта существуют субъективные и объективные. Конкретный конфликт происходит в силу действия различных причин, сошедшихся в данное время и в данном месте. Психология рассматривает субъективные причины возникновения конфликтов.

Несколько лет назад, одним из авторов (А.Я.Аницупов, 1992) была рассмотрена проблема эволюции конфликтов. Предположительно она делится на девять видов: макроэволюция; межвидовая; внутривидовая у животных; в онтогенезе[15] у животных; в антропогенезе[16]; общественно-историческая; эволюция конфликтов XX века; в онтогенезе человека; эволюция конкретных конфликтов.

Классификаций конфликта может быть огромное множество. Количество их зависит от количества признаков и составляющих, выявленных психологией:

· Объект конфликта;

· Особенности сторон;

· Длительность; функции;

· Формы проявления;

· Тип отношений;

· Последствия и т.д.

К структурным компонентам конфликта относятся:

· Объект и предмет конфликта;

· Личности оппонентов;

· Ситуация в стране, регионе, месте жительства;

· Условия работы и жизни человека;

· Обстановка социального взаимодействия;

· Потребности, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга – стратегия, тактика противодействия).

Многие авторы в динамике конфликтов выделяют этапы:

· Возникновение объективной предконфликтной ситуации;

· Ее осознание как конфликтной;

· Разрешение (завершение) конфликта;

· Последствия.

Функции конфликта существуют конструктивные и деструктивные. Как правило, в конфликте существуют обе стороны, и чтобы оценить его, необходимо определить преобладание той или иной функции. По мере развития конфликта, его динамика может изменяться от положительной до отрицательной и обратно.

Информация в конфликте представлена информационными моделями ситуации, информационным обменом оппонентов и информационной средой.

Предупреждение конфликтов – создание объективных условий и субъективных предпосылок, которые помогают решать предконфликтную ситуацию неконфликтным способом.

Разрешение конфликтов – конструктивное самостоятельное разрешение своих конфликтов человеком, так же умение руководителей разрешать конфликты между подчиненными.

Методы диагностики и исследования конфликтов, это основная проблема, решение которой обеспечивает успех в их изучении. Исходя из исследований литературы, можно увидеть, что для изучения конфликтов используются различные методы психологии, но наиболее часто – лабораторные эксперименты, ретроспективные и бланковые методики, тесты.

Конфликты в психологии делятся по нескольким направлениям их изучения. В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликтов. Около 83% работ посвящено изучению межличностных конфликтов, 8% внутриличностным, 3-4% изучению конфликтов между группами (малыми, средними, большими, международными) и 5% носят характер методологический и общетеоретический характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14