Конфликты
Страница 5

Почему же возникают конфликты между родителями и их детьми? Кроме общих причин, вытекающих из рассмотренных выше, выделяют психологические факторы конфликтов.

1. Типы внутрисемейных отношений – существую гармоничные и дисгармоничные. В гармоничной семье, устанавливается подвижное равновесие, распределение психологических ролей, способность членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи – вытекает из негативного характера супружеских отношений. Уровень психологического напряжения влечет за собой невротические реакции членов семьи, чувство постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность[6] семейного воспитания.

· Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

· Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

· Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

· Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждения.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Как правило, это переходный период от одного этапа развития ребенка к другому. В эти периоды дети становятся непослушными, капризничают, раздражаются, вступают в конфликты с окружающими (друзья, родители, посторонние), упрямятся.

Периодичность возникновения конфликтов привязывается к определенным возрастам:

· Кризис первого года жизни (переход от младенчества к раннему детству);

· Кризис «трех лет» (от раннего детства к дошкольному возрасту);

· Кризис 6-7 лет (от дошкольного к младшему школьному возрасту);

· Кризис полового созревания (от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);

· Подростковый кризис 15-17 лет.[7]

4. Личностный фактор.

Личностные особенности, как родителей, так и детей влияют на конфликтность или бесконфликтность. Среди родительских выделяют несколько типов:

· Консервативный способ мышления – приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам;

· Авторитарность суждения;

· Ортодоксальность[8] убеждений.

Среди детских встречаются: низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций, непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

Получается, что конфликты, которые рассматриваются, являются результатом ошибок, как родителей, так и детей.

Типы отношений делятся по следующим категориям:

· Оптимальный тип отношений родителей и детей;

· Проникновение родителей в интересы детей (не потребность), а дети делятся своими мыслями;

· Родители вникают в заботы детей, а дети отстраняются (обоюдное недовольство);

· Дети желают делиться с родителями, а те отстраняются;

· Поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – родители правы;

· Поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – но правы дети;

· Самоустранение с обеих сторон – родители не вникают в проблемы детей, но и дети не противятся этому.[9]

Подростковый возраст наиболее часто приводит к конфликтным столкновениям:

· Неустойчивое родительское отношение – постоянно меняются критерии в оценке ребенка;

· Сверхзабота;

· Неуважение прав на самостоятельность – полный контроль и постоянные указания;

· Отцовский авторитет – стремление добиться своего любой ценой.[10]

Ребенок реагирует на любые притязания родителей:

· Оппозиция – демонстрирование негативного отношения;

· Отказ – неподчинение требованиям;

· Изоляция – избегание родителей, сокрытие информации и действий.

КОНФЛИКТЫ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ».

Для современности, когда большую часть своего времени мы проводим на работе, проблема этих конфликтов очень актуальна, как и конфликты между работниками. От наличия или отсутствие этих конфликтов зависит эффективность работы организаций, стиль управления руководства, авторитет руководителя. Оптимизация вопросов управления и отношений в рабочем коллективе зависит от «конфликтов по вертикали».

Причин данных конфликтов находят несколько:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14