Почему же возникают конфликты между родителями и их детьми? Кроме общих причин, вытекающих из рассмотренных выше, выделяют психологические факторы конфликтов.
1. Типы внутрисемейных отношений – существую гармоничные и дисгармоничные. В гармоничной семье, устанавливается подвижное равновесие, распределение психологических ролей, способность членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи – вытекает из негативного характера супружеских отношений. Уровень психологического напряжения влечет за собой невротические реакции членов семьи, чувство постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность[6] семейного воспитания.
· Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
· Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
· Опека и запреты во многих сферах жизни детей;
· Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждения.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Как правило, это переходный период от одного этапа развития ребенка к другому. В эти периоды дети становятся непослушными, капризничают, раздражаются, вступают в конфликты с окружающими (друзья, родители, посторонние), упрямятся.
Периодичность возникновения конфликтов привязывается к определенным возрастам:
· Кризис первого года жизни (переход от младенчества к раннему детству);
· Кризис «трех лет» (от раннего детства к дошкольному возрасту);
· Кризис 6-7 лет (от дошкольного к младшему школьному возрасту);
· Кризис полового созревания (от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);
· Подростковый кризис 15-17 лет.[7]
4. Личностный фактор.
Личностные особенности, как родителей, так и детей влияют на конфликтность или бесконфликтность. Среди родительских выделяют несколько типов:
· Консервативный способ мышления – приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам;
· Авторитарность суждения;
· Ортодоксальность[8] убеждений.
Среди детских встречаются: низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций, непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.
Получается, что конфликты, которые рассматриваются, являются результатом ошибок, как родителей, так и детей.
Типы отношений делятся по следующим категориям:
· Оптимальный тип отношений родителей и детей;
· Проникновение родителей в интересы детей (не потребность), а дети делятся своими мыслями;
· Родители вникают в заботы детей, а дети отстраняются (обоюдное недовольство);
· Дети желают делиться с родителями, а те отстраняются;
· Поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – родители правы;
· Поведение, жизненные устремления детей приводят к конфликтам в семье – но правы дети;
· Самоустранение с обеих сторон – родители не вникают в проблемы детей, но и дети не противятся этому.[9]
Подростковый возраст наиболее часто приводит к конфликтным столкновениям:
· Неустойчивое родительское отношение – постоянно меняются критерии в оценке ребенка;
· Сверхзабота;
· Неуважение прав на самостоятельность – полный контроль и постоянные указания;
· Отцовский авторитет – стремление добиться своего любой ценой.[10]
Ребенок реагирует на любые притязания родителей:
· Оппозиция – демонстрирование негативного отношения;
· Отказ – неподчинение требованиям;
· Изоляция – избегание родителей, сокрытие информации и действий.
КОНФЛИКТЫ «РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ».
Для современности, когда большую часть своего времени мы проводим на работе, проблема этих конфликтов очень актуальна, как и конфликты между работниками. От наличия или отсутствие этих конфликтов зависит эффективность работы организаций, стиль управления руководства, авторитет руководителя. Оптимизация вопросов управления и отношений в рабочем коллективе зависит от «конфликтов по вертикали».
Причин данных конфликтов находят несколько:


