Конфликты
Страница 12

Социально-психологическое содержание конфликтов во многом определяет его возникновение и дальнейшее развитие. Именно по этому данные условия профилактики и являются для конфликтолога наиболее интересными, по сравнению с объективными и организационно-управленческими. Социальное взаимодействие должно быть сбалансированным, тогда оно не будет носить противоречивый характер, а для этого необходимо выполнение следующих условий:

1. Баланс ролей. Во взаимоотношениях с коллегами, партнерами, супругами, просто с окружающими, мы выбираем для себя определенную роль – старшего, младшего или равного по своему психологическому статусу. Так же и наши партнеры выбирают определенные роли себе, и стараются всячески их поддерживать. Баланс ролей означает, что наш партнер принимает выбранную нами роль и соглашается следовать своей. Наиболее комфортной ролью, с психологической точки зрения, является роль «старшего», но в то же время, она и является наиболее более конфликтной, поскольку часто не устраивает партнера, которому досталась роль «младшего». В таком случае, для предотвращения ролевого конфликта, идеальным становится общение «на равных».

2. Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Каждый человек стремиться быть в жизни независимым, свободным самостоятельным. Каждый стремиться делать то, что хочет, добиваться исполнения своих желаний. Однако, такая свобода не может обеспечиваться за счет свободы и желаний тех, кто находится рядом с нами. При таких условиях, причиной конфликта может стать понимание человеком своей зависимости от другого и противоречиями, которые при этом возникают. По этому, во избежание конфликтной ситуации будет идеальным понимание того, на сколько комфортна для партнера его зависимость от нас и поддержание идеального баланса.

3. Баланс взаимных услуг. В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу различные услуги, в том числе и личные: подмена на работе, помощь в выполнении срочной работы, помощь при доставании какой-либо вещи, товара и д.р. Анализ конфликтов показывает, что мы на подсознательном уровне учитываем услуги оказанные нами и услуги оказанные нам. При оказании услуги сослуживцу, приятелю, ожидается, что человек в ответ окажет со временем услугу такой же ценности. Если этого не происходит, то нарушается баланс, который влечет за собой напряжение во взаимоотношениях, а значительный дисбаланс – конфликт.

4. Баланс ущерба. Помимо услуг люди, при взаимодействии друг с другом, могут причинять еще и ущерб. Если человеку нанесен ущерб, то он старается возместить его причинением ущерба людям, от которых пострадал. Иначе – любому человеку присуще чувство мести, величина которой зависит от воспитания, морального состояния, социальных традиций, страха наказания. Чтобы избежать конфликта, главное правило – ненанесение ущерба окружающим.

5. Сбалансированность самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Помимо этого, людям свойственно оценивать самих себя, свои поступки. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки происходит в диаде «начальник-подчиненный». Нам свойственно оценивать себя исходя и свои поступки исходя из положительных оценок – что мы сделали, сколько и как. При оценке же начальником наших достижений, за основу принимается отрицательная оценка – что не сделано, по сравнению с определенными требованиями и пожеланиями. Такой подход характерен не только для руководителей но и для всех других людей в отношении окружающих.

Прогнозирование конфликтов – это способность предположить возможность возникновения и развития конфликта. Профилактика конфликта состоит в такой организации жизнедеятельности людей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Предупреждение конфликтов – это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, а так же устранение личностных причин конфликтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14