Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения)
Страница 1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Личность и природа как взаимосвязанные категории человеческого существования

1.1 История взаимодействия человека и природы 6

1.2 Этапы формирования экологической личности 11

1.3 Субъективное отношение к природе и его разновидности 14

1.4 Феномен самоактуализации и самореализация личности 17

1.5 Характеристики самоактуализирующихся людей 21

Глава 2. Определение взаимосвязи между уровнем развития интенсивности субъективного отношения к природе и самореализацией

2.1 Объекты и методы исследования 29

2.2 Определение уровня интенсивности развития субъективного

отношения к природе 33

2.3 Определение уровня самореализации 37

2.4 Сравнительный анализ уровня развития интенсивности

субъективного отношения к природе и самореализации 39 Заключение 42 Список литературы 43

ВВЕДЕНИЕ

Под природой понимается не одна только исключительно естественная окружающая среда, но динамично развивающаяся природная реальность, включающая в себя и самих людей, которая развивается в процессе вмешательства в нее человека.

Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри биосферы.

Актуальность изучения проблемы «Человек - среда» связана с тем, что на современной стадии развития человечество переживает эпоху бурного демографического роста, научно-технического и социально-экономического развития. Человек стал мощным, социально-организованным фактором природы, эффективность воздействия которого на окружающую среду и самого человека растет в геометрической прогрессии по мере социально-экономического развития. Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

Как отмечает Л. В. Максимова, понятие среда является принци­пиально соотносительным, так как отражает субъект-объектные отношения и потому утрачивает содержание без определения то­го, к какому субъекту оно относится. Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество различных компонентов, что дает возможность говорить о большом количе­стве сред, по отношению к которым «среда человека» выступает родовым понятием. Разнообразие, множественность разнородных сред, составляющих единую среду человека, определяют в конеч­ном счете многообразие ее влияния на него.

Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что по­знать личность ¾ значит выявить ее отношения к действительности.

Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии. Основоположни­ками теории отношений по праву считают В.Н. Мясищева, который, развивая идеи, заложенные еще А.Ф. Лазурским, разработал доста­точно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. По мнению В.Н. Мясищева, отношения человека представляют « .целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей лич­ности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его пережива­ния»[8]. В сис­теме отношений человека выражаются его взгляды, установки, пози­ции, «запечатлены» в конечном итоге его потребности, обусловли­вающие значимость, «пристрастность» к объектам действительности и к самому себе.

Практика показывает, что, несмотря на значитель­ный прогресс в деле экологического просвещения населения, уро­вень экологической культуры большинства людей остается не­достаточно высоким. Причин этому несколько. Во-первых, эколо­гические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный, конъюнктурный и зачастую про­тиворечивый характер; на этом фоне ощущается явный недоста­ток в доступной населению достоверной, научно обоснованной информации. Во-вторых, имеющаяся информация носит, как пра­вило, либо узкоутилитарный, бытовой характер (что можно и че­го нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и пр.), либо, наоборот, совершенно не соотносится с потребностями и интересами людей, не способна удовлетворять запросы их практической деятельности. В-третьих, отношение личности к тем или иным объектам среды рассматривается как типическая, специфическая реакция, обусловленная особенностями данной личности (А.Ф. Лазурский, С.Л. Франка).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17