Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения)
Страница 6

Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы. Природные объекты — при всей своей привлекательности — несопоставимо далеки от возможности общения с ними, партнерского субъект-субъектного взаимодействия.

Личность с таким типом отношения к природе ориентирована, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным субъектам. Она характеризуется особой сензитивностью к “чувственной вырази­тельности природы”, способностью “непосредственно постигать объекты на основе своей чувственной эстетической восприимчивости.

Когнитивный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладани­ем когнитивного компонента интенсивности.

Для личности с данным типом отношения, в отличие от предыдущего, свойственно субъектное восприятие мира природы: природные объекты для нее не просто стоящие несоизмеримо ниже “объекты”, которые должны “радовать глаз” или как-то иначе служить человеку, а именно субъекты, обладающие собственной самоценностью.

В то же время, в основе деятельности с природными объектами, так же как и в первом случае, лежит непрагматическая мотивация, но отличающаяся по содержанию.

Когнитивный субъектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием когнитивного компонента интенсивности.

Для личности с данным типом отношения, так же как и с предыдущим, свойственно субъектное восприятие мира природы, но при этом деятельность с природными объектами носит прагматический характер.

Практический объектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе объектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием практического компонента интенсивности.

Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы как источника материальной пользы

Поступочный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладани­ем поступочного компонента интенсивности.

Для личности с данным типом отношения свойственно субъектное восприятие природы; для нее сферой, регулирующейся этическими требованиями, являются уже не только отношения между людьми, но и взаимодействие с животными, растениями и целыми экосистемами: все, что недо­пустимо по отношению к человеку, недопустимо и с природным объектом.

Распространение сферы этических требований на взаимодействие с миром природы необходимо предполагает непрагматический характер мотивации этого взаимодействия: природа не может рассматриваться как источник какого-либо “полезного продукта”, она ценна сама по себе. 1.4 ФЕНОМЕН САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Самоактуализация и самореализация — это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».[11]

На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».[7]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17