Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения)
Страница 14

Таким образом, по результатам исследования (см.таб.1) перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе на выше среднем уровне составляет 20 % опрошеных; на среднем – 40%; на ниже среднем уровне -20% опрошеных:

Эстетическое освоение объектов природы - восприимчивость, понимание и творческая трансформация в деятельности чувственно-выразительных элементов природных объектов, к которым относятся: 1) форма, очертание, силуэт; 2) цвет; 3) симметрия; 4) величина, размер; 5) светотеневые особенности; 6) динамические свойства; 7) осязаемые свойства поверхности; 8) звуковые характеристики (тон, тембр, ритм, высота) и т. д. Но высокий уровень развития перцептивно-аффективного компонента характеризуется не только повышенной восприимчивостью к чувственно-выразительным сигналам, получаемым от природных объектов, но и стремлением их получать — своеобразный “сенсорно-эстетический голод”.

Отзывчивость на витальные (жизненные) проявления природных объектов - способность эмоционально отзываться на различные проявления жизнедеятельности их организмов.

Этическое освоение природных объектов - способность воспринимать мир природы сквозь призму человеческих этических норм.

Общим для всех трех аспектов рассматриваемого компонента интенсивности отношения является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы происходят в неразрывном единстве. Именно поэтому он обозначается как перцептивно-аффективный.[7]

Когнитивный компонент включает в себя 15% опрошеных на среднем уровне и характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой “информационной сенситивности” к ним.

При низком уровне сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, “неравнодушным”, в чем и проявляется его субъективное отношение. При высоком уровне — человек сам стремится искать информацию, его активность в этом направлении является над ситуативной, он сам организует познавательную деятельность.

Практический компонент включает 10% опрошеных на среднем уровне и характеризует готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения и навыки) и т. д.

При низком уровне сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди, т. е. активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией. При высоком — сам стремится к разносторонней практической деятельности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой: например, он по выходным любит работать на своем огороде, часто ходит за грибами и ягодами, ездит на рыбалку, держит дома собаку и т. д.

Поступочный компонент включает в себя очень высокий уровень 5%; высокий 10%; средний 25% опрошеных и характеризуется как активность личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе.

Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экологическом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. “Единицей” первой является то или иное практическое действие, “единицей” второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. (Безусловно, каждый поступок является тем или иным практическим действием и вплетен в ткань определенной практической деятельности, но не каждое практическое действие является поступком.) Поступок — это “демонстрация” личностью своего отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17