Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения)
Страница 2

В связи с этим, целью исследования являлось определение влияния самореализации, как одной из особенностей человека, на отношение людей к природе.

В соответствии с основной целью ставились следующие задачи:

1. Провести типологию субъективного отношения к природе испытуемых.

2. Определить понятия и особенности самоактуализации и самореализации.

3. Определить, имеется ли взаимосвязь между самореализацией человека и уровнем развития интенсивности субъективного отношения к природе.

Объектами исследования служили 30 человек. Из них 12 мужчин и 18 женщин в возрасте от 23 до 35 лет, которые являлись студентами очно-заочного (вечернего) отделения специальности «Психология».

Предметом исследования являются особенности самореализации студентов и уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе.

Была выдвинута следующая гипотеза: уровень самореализации личности обратно пропорционален отношению к природе.

В ходе решения исследовательских задач были использованы следующие методы исследования:

1. Метод теоретического анализа

2. Метод тестирования (опросник «Натурафил», «Самоактуализационный» тест (САТ))

3. Количественные методы описания данных (методы математической статистики с применением коэффициента r-Пирсона).

Глава 1. ЛИЧНОСТЬ И ПРИРОДА КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

1.1 ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.

История возникновения и развития экологических представле­ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок­ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида. [12]

Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной дея­тельности создавали основу для осознания не только самого фак­та своего существования, но и для все большего понимания зави­симости этого существования как от условий внутри своей обще­ственной организации, так и от внешних природных условий. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавал­ся из поколения в поколение, помогая человеку в его повседнев­ной борьбе за жизнь. [12]

Связь человека с природой есть предметно-чувственная деятельность, направленная на переработку, изменение, приспособление для человеческих нужд материала природы. Труд, «подняв» человека над природой, снова объединяет их, реализуясь как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой», как «вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь» .[6]

«Сознательность труда», характеризующая любую форму человеческой деятельности, находит свое, так сказать, суммарное выражение в понимании мира, в мировоззрении. Процесс труда — это взаимодействие трех «простых» элементов: субъекта труда, предмета труда и орудий труда. Если взять субъект труда – человека, то очевидно, что, хотя его мозг, цели, умение неизмеримо усовершенствовались, сам он мало изменился за всю человеческую историю: его собственные физические возможности воздействия на природу остались фактически теми же, что и тысячи лет назад.

Возьмем второй элемент — предмет труда. Всеобщий предмет труда у человечества один — природа, ее материалы. Нельзя не видеть, что материалы природы, как «сырые», так и уже преобразованные человеком, тоже не приобрели принципиально новых свойств в качестве предметов труда.

Коснувшись же третьего элемента — средств труда, — мы сразу видим, что тут изменения гигантские, что именно благодаря средствам труда смог человек тысячекратно увеличить свои силы и так оттиснуть на лике природы свою печать, что она может исчезнуть только с исчезновением самого человека.

Средства труда — это проводник и могучий усилитель человеческой мощи, преобразующей мир. Их прогресс от первых, данных природой, примитивных орудий до сложнейших автоматических систем и техно-структур современности — это и рост влияния общества на окружающую среду. История развития средств труда является одновременно и историей взаимодействия общества и природы. [10]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17