Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов вечернего отделения)
Страница 5

Для философско-религиозной мировоззренческой системы Востока изначально характерна субъект-объектная неразделенность в восприятии мира. Более того, целый ряд методик личностного совершенствования предусматривает снижение чувства собственной субъектности, «растворение своего Я», слияние с окружающим миром и т. п. С другой стороны, все живые существа представляются равноценными составляющими Вселенной, достойными уважения и восхищения, иными словами, с точки зрения субъект-объектной парадигмы, они, безусловно, считаются субъектами.

Таким образом, можно констатировать, что для восточного мировосприятия свойствен «встречный процесс»: с одной стороны, понижение собственной субъектности личности, с другой, субъектное восприятие мира природы.

Такая динамическая гармония между уровнем чувства собственной субъектности и субъектности мира природы способствует психологической включенности в мир природы и непрагматическому отношению к нему.

Для Запада, с присущим ему индивидуалистическим типом сознания, характерна постоянная необходимость в подтверждении личной субъектности. Процесс исторического развития западного типа мировосприятия — это процесс постоянного усиления личной субъектности, причем мир природы служил объектным фоном, «трамплином», от которого люди стремились психологически как можно дальше оттолкнуться. Противопоставление собственной субъектности объектному миру природы позволяло усиливать чувство собственной значимости, исключительности своего «Я». Следовательно, для западного сознания остается только одно направление динамического сближения уровней воспринимаемой субъектности личности и мира природы — повышение субъектности последнего, т. е. педагогически организованная субъектификация природных объектов. [18] Данную концепцию в формировании экологической личности можно представить в виде схемы. рис.25.

ВОСТОК ЗАПАД

S-субъектность

S° - педагогическая субъектификация

Рис. 25. Стратегии формирования экологичной личности в культуре Востока и Запада

Это означает, что формирование экологической личности в рамках экологического образования Запада не может опираться на философско-религиозный опыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям западного восприятия.

1.3 СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что по­знать личность ¾ значит выявить ее отношения к действительности.

Среди многообразных отношений человека выделяют как специфические его отношения к природе. Именно такого рода отно­шения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии. Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире.

В силу этого практически любое отношение к природе приоб­ретает своеобразие субъективного отношения.

Содержание основных типов субъективного отношения к природе, которые являются отношения к природе доминирующими, наиболее часто встречающимися на тех или иных этапах онтогенеза личности. В целом, эти типы иллюстрируют три основания типологии отношения к природе: характер модальности по оси “объектная—субъектная”, характер модальности по оси “прагматическая непрагматическая”, и преобладающий компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.[4]

Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе объектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладанием перцептивно-аффективного компонента интенсивности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17