При сравнении экстенсиональных и интенсиональных методов распознавания образов в [47] употребляется следующая аналогия: интенсиональные методы соответствуют левополушарному способу мышления, основанному на знаниях о статических и динамических закономерностях структуры воспринимаемой информации; экстенсиональные же методы соответствуют правополушарному способу мышления, основанному на целостном отображении объектов мира.
1.5 методы восстановления зависимостей
Наиболее широко в данной работе будут рассмотрены методы построения психодиагностических методик на базе интенсиональных методов, основанных на предположениях о классе решающих функций. Поэтому рассмотрим их более подробно.
Основным достоинством методов, основанных на предположении о классе решающих функций является ясность математической постановки задачи распознавания как поиска экстремума. Многообразие методов этой группы объясняется широким спектром используемых функционалов качества решающего правила и алгоритмов поиска экстремума. Обобщением данного класса алгоритмов является метод стохастической аппроксимации [94].
В данном классе алгоритмов распознавания образов содержательная формулировка задачи согласно [29] ставится следующим образом:
Имеется некоторое множество наблюдений, которые относятся к p различных классов. Требуется, используя информацию об этих наблюдениях и их классификациях, найти такое правило, с помощью которого можно было бы с минимальным количеством ошибок классифицировать вновь появляющиеся наблюдения.
Наблюдение задается вектором x, а его классификация - числом
(
).
Таким образом, требуется, имея последовательность из l наблюдений и классификаций
построить такое решающее правило
, которое с возможно меньшим числом ошибок классифицировало бы новые наблюдения.
Для формализации термина «ошибка» принимается предположение о том, что существует некоторое правило
, определяющее для каждого вектора x классификацию
, которая называется «истинной». Ошибкой классификации вектора x с помощью правила
называется такая классификация, при которой
и
не совпадают.
Далее предполагается, что в пространстве векторов x существует неизвестная нам вероятностная мера (обозначаемая плотность
). В соответствии с
случайно и независимо появляются ситуации x, которые классифицируются с помощью правила
. Таким образом определяется обучающая последовательность
.
Качество решающего правила
записывается в виде
, где
.
Проблема следовательно заключается в построении решающего правила
таким образом, чтобы минимизировать функционал
.
Сходной с задачей распознавания образов является задача восстановления регрессии, предпосылки к которой формулируются следующим образом:
Два множества элементов связаны функциональной зависимостью, если каждому элементу x может быть поставлен в соответствие элемент y. Эта зависимость называется функцией, если множество x - векторы, а множество y - скаляры. Однако существуют и такие зависимости, где каждому вектору x ставится в зависимость число y, полученное с помощью случайного испытания, согласно условной плотности
. Иначе говоря, каждому x ставится в соответствие закон
, согласно которому в случайном испытании реализуется выбор y.


