Методологической основой исследования выступили работы Е.А. Климова, К.М. Гуревича, О.Н. Родина, М.А. Дмитриева, Е.М. Иванова, Б.В., Маничева, С.И. Симоненко, Е.М. Борисова, Г.П. Логинова, М.О. Мдивани, А.А. Фрумкина, Т.П. Зинченко, Л.В. Винокурова.
В исследовании приняли участие оперуполномоченные линейного отдела внутренних дел на транспорте г. Челябинска в количестве 20 человек (мужчины). Возраст 22-35 лет. Образование – высшее.
Практическая значимость работы: предложенные материалы могут быть использованы для практической оценки соответствия оперуполномоченных ЛОВДТ занимаемой должности.
Такая текущая оценка кадров, которая, была проведена в работе, имеет непосредственное отношение к повышению эффективности служебной деятельности, поскольку по ее результатам появляется возможность:
- совершенствовать расстановку кадров путем отбора наиболее перспективных и подходящих кандидатов на ту или иную должность;
- улучшать стабильность кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение;
- своевременно определять перспективность сотрудников и необходимость включения их в резерв на выдвижение;
- выявлять направленность повышения квалификации сотрудников;
- стимулировать их служебную деятельность за счет обеспечения более тесной увязки заработной платы с результатами труда;
- совершенствовать формы и методы работы;
- формировать положительное отношение к службе. [48, С. 41]
1 Специфика профессионального отбора
1.1 Сущность и назначение профессионального отбора. Психологический отбор, виды психологического отбора, аттестация в системе ОВД
Одна из основных задач психологической науки и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовывать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Решение указанной задачи возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и организации). [41, С. 15]
Изучение психологических аспектов различных видов трудовой деятельности человека основано также на достижениях различных отраслей психологии, например социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии личности.
Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержание практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Эта специфичность, подчас уникальность, определяется конкретным содержанием ряда характеристик компонентов трудовой деятельности (средств, процесса, условий, организации, субъекта труда), которые можно рассматривать как ее классификационные признаки. [61, С. 34]
Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий, позволяющих выявлять лиц, которые по своим индивидуальным качествам наиболее пригодны к работе в опасных условиях труда. Профессиональный отбор предназначен для обеспечения высокой эффективности работы и для сохранения здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, продления трудового долголетия, удовлетворенности своей работой и так далее. [29, С. 18]
Обеспечение высокой эффективности и надежности профессиональной деятельности осуществляется как путем совершенствования технических средств и систем, рационализацией обучения, так и путем профессионального отбора. [17, С. 29]
Сущность профессионального отбора кандидатов к работе заключается в комплексной оценке их физических и психологических свойств с помощью системы мероприятий по специальному, образовательному, медицинскому и психофизиологическому отбору. [41, С. 102]
Необходимо отметить, что выявление значимости того или иного признака по каждому из компонентов деятельности применительно к конкретной профессии или специальности требует проведения психологического анализа этой деятельности. [61, С. 115]


