Шкала 7: самопривязанность (11 пунктов)
В содержании данных пунктов в первую очередь обращает на себя внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе – положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу «Я». В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа – одних из защитных механизмов самосознания. Противоположный полюс связан с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.
Данный фактор оказался не связан с личностными или характерологическими чертами, измеряемыми другими опросниками.
Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов)
Эта шкала показывает наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. Просматривается тенденция к самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного «Я».
Шкала 9: самообвинение (10 пунктов)
Содержание данного фактора довольно легко интерпретировать. В него вошли пункты связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, согласившийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения [25 – C. 70-79]
Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор)
Личностная шкала проявлений тревоги предназначена для измерения уровня тревожности.
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.
Инструкция. Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ. (см Приложение 3)
Оценка и интерпретация результатов
Подсчитывается количество ответов испытуемого свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания с 14 по 50 и ответ «нет» на высказывания с 1 по 13 оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется.
Оценка 40-50 баллов указывает на очень высокий уровень тревожности.
25-40 баллов – высокий уровень тревожности.
15-25 баллов – средний (тенденция к высокому)
5-15 баллов – средний (тенденция к низкому)
0-5 баллов – низкий уровень тревожности [16 – C. 126-128]
Опрос проводился среди подростков 14-16 лет. Подростки были разделены на 2 группы. Подростки с никотиновой зависимостью и здоровые.
У подростков с никотиновой зависимостью был выявлен высокий уровень тревожности, 6 человек из 9, и средний (тенденция к высокому) 3 человека из 9.
У здоровых подростков выявлен низкий уровень тревожности, 2 из 9, и средний (тенденция к низкому), 7 человек из 9.
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Еще тревожность определяют как "переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности".
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему.


