Вдали от храма муз и рощей Геликона
Феб мстительной рукой Сатира задавил;
Воскрес урод и отомстил:
Друзья, он душит Аполлона!
Июль или август 1809
Всем известна участь Марсия.
Эпиграмма на перевод Вергилия . Вольный перевод эпиграммы «Le puissant dieu des vers loin du sacré vallon . » французского поэта, драматурга и историка литературы Жана-Луи Лайа (1761—1833), написанной на перевод «Энеиды» Вергилия. Впервые — «Цветник», 1810, № 1, стр. 99, вместе с четырехстишием Гнедича под общим заглавием «Эпиграммы». В «Опыты» не вошло. Батюшков «переадресовывает» эпиграмму, направляя ее против А. Ф. Мерзлякова, который в 1807 г. выпустил отдельной книгой свои переводы «Эклог» Вергилия.
Мадригал Мелине, которая называла себя нимфою
("Ты нимфа Ио, — нет сомненья! ")
Ты нимфа Ио, — нет сомненья!
Но только . после превращенья!
Июль или август 1809
Мадригал Мелине, которая называла себя нимфою . Впервые — «Опыты», стр. 207.
Эпитафия
("Не нужны надписи для камня моего .")
Не нужны надписи для камня моего,
Пишите просто здесь: он был, и нет его!
Конец ноября 1809
Эпитафия . Впервые — ВЕ, 1810, № 10, стр. 126. С разночтением ст. 2 — PC, 1871, т. 3, № 2, стр. 229—230. Входит в письмо Батюшкова к Гнедичу от конца ноября 1809 г. В письме перед «эпитафией» следующие слова: «Умру и стихи со мной», а после нее слова: «Вот моя эпитафия» (Соч., т. 3, стр. 62). В «Опыты» не вошло. Печ. по ВЕ.
"Известный откупщик Фадей ."
Известный откупщик Фадей
Построил богу храм . и совесть успокоил.
И впрямь! На всё ценЫ удвоил:
Дал богу медный грош, а сотни взял рублей
С людей.
‹1810›
«Известный откупщик Фадей . ». Впервые — ВЕ, 1810, № 10, стр. 127. Вошла без изменений в «Опыты», стр. 202, но, как и две следующие эпиграммы, была по желанию Батюшкова вырезана из напечатанной книги и осталась только в некоторых экземплярах.
"Теперь, сего же дня ."
«Теперь, сего же дня,
Прощай, мой экипаж и рыжих четверня!
Лизета! ужины! Я с вами распрощался
Навек для мудрости святой!»
— «Что сделалось с тобой?»
— «Безделка! Проигрался!»
‹1810›
«Теперь, сего же дня . ». Впервые — ВЕ, 1810, № 10, стр. 126. Печ. по «Опытам», стр. 202.
Истинный патриот
("О хлеб-соль русская! о прадед Филарет! ")
«О хлеб-соль русская! о прадед Филарет!
О милые останки,
Упрямство дедушки и ферези прабабки!
Без вас спасенья нет!
А вы, а вы забыты нами!» —
Вчера горланил Фирс с гостями
И, сидя у меня за лакомым столом,
В восторге пламенном, как истый витязь русский,
Съел соус, съел другой, а там сальмис французский,
А там шампанского хлебнул с бутылку он,
А там . подвинул стул и сел играть в бостон.
‹1810›
Истинный патриот . Впервые — «Цветник», 1810, № 6, стр. 360, под заглавием «Рыцарь нашего времени». Печ. по «Опытам», стр. 199. В эпиграмме осмеян чисто внешний, показной «патриотизм», характерный для известной части русского дворянства времен войн с Наполеоном. Впоследствии, в 1812 г., Батюшков возмущался таким патриотизмом, соединяемым с французскими привычками, в письмах из Нижнего Новгорода, где он мог наблюдать нравы эвакуировавшейся сюда дворянской Москвы: «Везде слышу вздохи, вижу слезы — и везде глупость. Все жалуются и бранят французов по-французски, и патриотизм заключается в словах: «point de paix!» ‹«ни в коем случае не заключать мира»› (Соч., т. 3, стр. 206). Эпиграмма перекликается с антишишковистскими произведениями Батюшкова, где также осмеиваются приверженцы старины.
Филарет (1550-е гг. — 1633) — патриарх, отец царя Михаила Федоровича.
Ферязь — старинная верхняя одежда.
Сальмис — французское кушанье.
Сравнение
("Какое сходство Клит с Суворовым имел? ")
«Какое сходство Клит с Суворовым имел?»
— «Нималого!» — «Большое».


