Полное собрание стихотворений
Страница 71

Хвостов неистощимый!

Стихи твои — наш барабан,

Для слуха нестерпимый;

Везде с стихами ты готов,

Везде ты волком рыщешь,

Пускаешь притчу в тыл врагов,

Стихами в уши свищешь;

Лишь за поэму — прочь идут,

За оду — засыпают,

Ты за посланье — все бегут

И уши затыкают.

Хвала, псаломщик наш, старик,

Захаров-преложитель!

Ревет он так, как волк иль бык,

Лугов пустынных житель;

Хвала тебе, протяжный Львов,

Ковач речений смелый!

И Палицын, гроза певцов,

В Поповке поседелый!

Хвала, наш пасмурный Гервей,

Обруганный Станевич,

И с польской музыкой своей,

Холуй Анастасевич!

Друзья, сей полный ковш пивной

За здравье Соколова!

Он, право, чтец у нас лихой

И создан для Хвостова.

В его устах стихи ревут,

Как волны в уши плещут;

От грома их невольно тут

Все барыни трепещут;

Хвала, беседы сей дьячок,

Бездушный Политковский!

Жует, гнусит и вдруг стишок

Родит славяноросский.

.

.

Их груди каменной хвала!

Хвала скуле железной!

Сотрудники

Их груди каменной хвала!

Хвала скуле железной!

Но месть тому, кто нас бранит

И пишет эпиграммы,

Кто пишет так, как говорит,

Кого читают дамы.

Певец

Сей кубок мщенью! Други! в строй!

И мигом — перья в длани!

Сразить иль пасть — наш роковой

Обет в чернильной брани.

Вотще свои, о Карамзин,

Ты издал сочиненья:

Я, я на Пинде властелин

И жажду лишь отмщенья!

Нет логики у нас в домах,

Грамматик не бывало;

Мы прОлог в руки — гибни, враг,

С твоей дружиной вялой!

Отведай, дерзкий, что сильней —

Рассудок или мщенье;

Пришлец! мы в родине своей,

За глупых — провиденье!

Друзья! прощанью сей стакан,

Уж свечи погасили,

Пробили зорю в барабан,

К заутрени звонили;

Пора домой, пора ко сну;

От хмеля я шатаюсь.

Хвостов

Дай, басню я прочту одну

И после распрощаюсь.

Все

Ах! нет, друзья, домой, домой!

Чу . петухи пропели.

Прощай, Шишков, наш дед седой,

Прощай, мы охмелели —

И ты нас в путь благослови.

А вы, друзья, — лобзанья!

В завет — и новыя любви,

И нового свиданья.

Первая половина марта 1813

Певец в Беседе любителей русского слова . Впервые — «Современник», 1856, № 5, Смесь, стр. 10—18, с заглавием «Певец в беседе славянороссов». Н. И. Греч в «Северной пчеле», 1857, 20 мая, дал ряд поправок к тексту «Современника». Печ. по изд. 1934, стр. 255—262, где воспроизведен список произведения с принятым нами заглавием, сделанный кн. А. М. Горчаковым на бумаге с водяным знаком 1814 г. (ЦГАОР), с исправлением явных описок. В сочинении «Певца» принимал некоторое участие писатель и журналист, автор известных басен А. Е. Измайлов (1779—1831), на что впервые указал Н. В. Сушков («Московский университетский благородный пансион». M., 1858, стр. 75). В рукописном сборнике Измайлова (ГПБ) есть «Пародия некоторых куплетов из „Певца во стане русских воинов“» с датой: 1813 г. В эту «Пародию» входят с вариантами строки из «Певца в Беседе любителей русского слова» (стихи 125—148). В вариантах особенно интересна характеристика Хвостова (стихи 129—132):

Наскучил людям и чертям,

И день и ночь он пишет,

А похвалы своим трудам

Ни от кого не слышит.

Эти стихи — явный перепев 3—4-й строк из сатиры И. И. Дмитриева «Чужой толк» (1794):

Со всеусердием всё оды пишем, пишем,

А ни себе, ни им похвал нигде не слышим!

В «Пародию входит также строфа, не включенная в известные нам списки стихотворения:

Хвала отважным рифмачам!

Шихматов в юны лета,

Коль верить Балдуса речам, —

Осьмое чудо света.

Потемкин, слава наших дней,

И Бунина девица!

В Беседе говорят о ней:

«Стихи плесть мастерица».

Театра нашего хвала,

Грузинцев, Висковатов!

Их Мельпомена родила

На гибель сопостатов.

Батюшков пародийно использовал жанр, композиционную схему, стихотворный размер (чередование четырехстопных и трехстопных ямбов), эпизоды, образы и даже отдельные выражения «Певца . » Жуковского («О родина святая!» — у Батюшкова: «О, лавка дорогая!»; «Тот наш, кто первый в бой летит» — у Батюшкова: «Тот наш, кто каждый день кадит» и др.). Некоторые строки стихотворения Жуковского воспроизводятся у Батюшкова дословно: «Сей кубок чадам древних лет», «Но дух отцов воскрес в сынах» и т. п. «Певец» вызвал живой интерес в среде карамзинистов. В первой половине апреля 1813 г. Вяземский писал А. И. Тургеневу: «Нет ли у тебя пародии «Певца», сделанной Батюшковым? Мне очень хочется ее прочесть. Не можешь ли мне ее прислать?» («Остафьевский архив», т. 1. СПб., 1899, стр. 15). Написавший «Певца» перед своим отправлением в армию, Батюшков после возвращения из заграничного похода обнаружил, что он получил большое распространение и вызвал гнев шишковистов. Это произвело на Батюшкова, вернувшегося на родину в подавленном моральном состоянии, тягостное впечатление. 10 января 1815 г. он писал Вяземскому: «В отсутствие мое здесь разошлись мои стихи: «Певец». Глупая шутка, которую я писал для себя. Вот все славяне поднялись на меня. Хотят за‹щища›ться . Это скучно и начинает меня огорчать» (ЦГАЛИ). К числу этих «славян», очевидно, не принадлежал А. С. Шишков: услышав «Певца» в чтении С. Т. Аксакова, он нашел его «забавным» и попросил список произведения (см.: С. Т. Аксаков. Сочинения, т. 3. СПб., 1886, стр. 212—213). Образы «Певца» были широко использованы в речах и письмах арзамасцев. Так, А. И. Тургенев называл Анастасевича «холуем» («Остафьевский архив», т. 1. СПб., 1899, стр. 89), а Д. Н. Блудов упоминал о «грязном Хвостове» «Певца» Батюшкова («„Арзамас“ и арзамасские протоколы». Л., 1933, стр. 127). Стих Батюшкова, направленный против Шаховского: «Холодных шуб родитель!» — дал повод к шутливой игре на 9-м заседании «Арзамаса». В. Л. Пушкин был укрыт тяжелыми шубами, а Жуковский говорил, обращаясь к нему: «Се лежит он под страшным сугробом шуб прохладительных» (там же, стр. 142—143). Вслед за Батюшковым, утверждавшим, что шишковисты пишут «как Тредьяковский», многие арзамасцы стали называть последнего «пророком Беседы» и «патриархом славенофилов» (там же, стр. 146 и 213). Напротив, Пушкин, позднее отметивший значительные заслуги Тредиаковского, в 1814 г. советовал Батюшкову прекратить нападки на него (см. его послание «К Батюшкову»: «Но Тредьяковского оставь в столь часто рушимом покое»), хотя пока еще основывался только на том, что нападки на Тредиаковского, которого он относил к числу «бессмысленных поэтов», стали банальными.