Таблица 1.1
Состав человеческого естества во взаимодействии его сил и частей
|
ДУХ |
разум |
совесть |
чувства религиозные |
|
ДУША |
рассудок |
воля |
чувства душевные |
|
ТЕЛО |
память, наблюдение | способности низших пожеланий | низшие чувственно – животные чувства |
|
Части силы | СИЛЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
СИЛЫ ДЕЯТЕЛЬНЫЕ |
СЕРДЦЕ |
При этом назначение самих сил, согласно свт. Феофану Затворнику, следующее.
1. Силы познавательные.
Уровень духА. Разум познает вещи невидимые и духовные, внутренние стороны вещей, уже познанных рассудком. Предмет познания – Бог и Божественный, вечный, порядок вещей. «Разум в истинном своем виде есть созерцатель таинств Божества, духа мира вещественного»[73]. «Разум есть только зрительная духовного мира сила»[74].
Уровень души. Рассудок полученные материалы преобразует в познания. «Способность, обращенная на познание видимого, тварного, конечного назы-вается рассудком»[75]. «Основою для рассудка … должны быть наблюдение и опыт, а орудием обобщение и наведение»[76].
Уровень тела. «Низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память»[77]. «Сии две способности (память и воображение. – Ю.К.) принадлежат к числу рабочих сил, а потому обыкновенно бывают таковы, каков весь человек»[78]. «Наблюдение (внешнее. – Ю.К.) некоторым образом изменяет состав души и полагает основу характеру»[79].
2. Силы деятельные.
Уровень духА. Совесть передает сознанию волю Божию. «Совесть назначена к тому, чтобы образовать человека в гражданина того мира, куда в последствии он должен переселиться»[80]. Совесть не действует одна, а «берет себе в посредники и орудия другие силы: рассудок, волю, силу чувствования»[81].
Уровень души.Воля занимается устроением нашего временного быта и временных наших отношений. «Главное расположение воли у христианина суть: самоотвержение и ревность о пребывании в сообщении с Богом»[82]. «Она тоже в деятельности, что рассудок в познании»[83].
Уровень тела. Способности низших пожеланий. «Частое удовлетворение одного и того же желания образует склонность … пожелания стоят на переходе от потребностей к склонностям и условливают их образование»[84].
3. Силы чувствующие, или сердце. Сердце составляет для сил деятельных ос-
нову, оно же – орган высшего познания и общения с Богом[85]. Свт. Феофан Затворник определяет разные состояния сердца, как отношение центра сил и как точки соприкосновения со всем сущим вне нас[86].
Уровень духа.Сердце, как вместилище духовных чувств. Чувствования религиозные. Это « . такие духовные чувства суть те изменения в сердце, кои происходят в нем от созерцания или воздействия на него предметов из духовного мира»[87]. «Главное чувство есть чувство сыновства Богу»[88].


