Нравственно–богословские аспекты тестовой диагностики психических проявлений личности
Страница 5

Говоря об общем устройстве лица человека, свт. Феофан Затворник, кроме частей, выделяет и три исходных начала, или силы: познающую, желающую, чувствующую. Таким образом, «человек в составе своем есть сочетание трех сил и трех частей, кои, взаимно сопроникаясь, сходятся в одном нераздельном лице человека»[36].

Святой Иоанн Дамаскин, в присущей ему манере, так описывает устройство человека: «Бог Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по Своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же одаренную разумом и умом (духом. – Ю.К.), дав ему посредством Своего вдуновения, что именно, конечно, мы и называем божественным образом»[37]. Святитель Игнатий Брянчанинов, говоря об образе и подобии Божием в человеке[38], в целом придерживается схемы структурного построения устройства естества человеческого, данного свт. Феофаном Затворником. При этом свт. Игнатий, обобщая писания святых отцов о душе как составной части человеческой природы, указывает на то, что иногда душа называется духом, иногда духом называется отдельная сила души. «Отцы называют эту силу души словесностию, или силою словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль (или слово) и дух. Умом они называют сам источник, само начало и мыслей, и духовных ощущений. Духом, в частном значении, называют способность духовного ощущения … нередко словесная сила или дух называется умом»[39].

Профессор Санкт–Петербургского университета А.И. Галич (1783–1848) так описывает душу: «Она естественное произведение там, где мы рассматриваем ее со стороны ее бытия и деятельности в человеческом мире; она неземная гостья по своему основанию, по своей сущности – божественной, единой, простой, невещественной, бессмертной. Дух есть ея сущность, тело – естественный способ живого ея значения в мире; она есть во плоти действительный дух»[40].

Рассматривая душу с точки зрения ее направленности, архиепископ Иннокентий (Борисов), ректор Киевской духовной академии (XIX в.), делит на несколько периодов т.н. возраст души, в которых ей необходимо пройти следую-

щие этапы:

§ возвращение в себя (уход от соблазнов внешнего мира);

§ пребывание в себе и деятельное очищение себя;

§ соединение с Богом[41].

Подобное разнообразие в понятийных подходах в святоотеческой литерату-

ре, на наш взгляд, может быть объяснено, с одной стороны, степенью Богодух-новенного откровения у святых отцов, с другой – невозможностью авторами до конца познать сложнейший духовно–душевно–телесный состав человека. Личность есть единство во множестве, указывает Н.А. Бердяев[42]. Она имеет сложный многообразный состав. Сам человек раздроблен, но «личность есть целостное духовно–душевно–телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытием»[43].

В свете высказанного Н.А. Бердяевым суждения, предложенная свт. Феофаном Затворником логика общего устройства лица человеческого может быть рассмотрена нами как необходимый элемент анализа для последующего синтеза и приближения к пониманию сущности человеческой личности.

Характеризуя части существа человеческого, свт. Феофан Затворник указывает на то, что:

§ характер духа – есть отрешение от чувственного, цель и назначение духа – общение с Богом и миром духовным;

§ характер души – есть отрешение от чувственного и погружение в нем («совместность того и другого»[44]), цель и назначение души – от чувственного через дух восходить к Богу и «одуховляться», от Бога через дух низводить «одуховление» чувственному;

§ характер тела – есть погружение в чувственное, цель и назначение тела – посредничество в сношении с миром чувственным.

«Части сии, – пишет святитель, – в составе нашем не лежат одна подле дру-гой, но все, так же, как и способности, сходятся в нашем лице (я), ему прис-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17