Нравственно–богословские аспекты тестовой диагностики психических проявлений личности
Страница 14

§ оптимизировать процесс взаимовлияния и взаимопроникновения сил природы человеческой, в т.ч. и на различных уровнях, частях ее состава;

§ привести состояние своего человеческого естества в сверхъестественное состояние – состояние по искуплении.

Данный подход полностью вписывается в логику суждений прп. Исаака Сирина: «… первой преображается воля в стяжании терпения и смирения, вторыми упорядочиваются чувства в великой добродетели любви и только за тем приходит в совершенную меру ум, вступая в Богообщение и Богосозерцание»[101].

Надо отметить, что не все святые отцы Церкви придерживались мнения прп. Исаака Сирина. Так, свт. Григорий Палама в качестве первичного воздействия определяет страстной ум: «С него и надо начинать врачевание страстей»[102]. Однако в другом месте того же произведения (трактат «К Ксении») святитель говорит о необходимости начинать врачевание нашей души с ее желательной составляющей: «… всеми ими (мыслительной, раздражительной, желательной способностями – Ю.К.) больна (душа. – Ю.К.), и Христос, врач ее, естественно, с последней, т.е. желательной начинает Свое врачевство»[103].

Кажущиеся, на первый взгляд, противоречивыми приведенные суждения святых отцов на самом деле гармонично дополняют друг друга и следуют единой логике. Каждый человек имеет свои, присущие именно ему, индивидуально–психологические особенности. Так, одному требуется приложить больше усилий к исправлению своего ума, другому – своего сердца. Но в том и другом случае, если имя Божие начинает обладать мыслями, желаниями и делами человека (Мк. 8: 34), то и силы, действующие внутри человека, перестают противодействовать друг другу, если можно так выразиться, их векторы будут иметь

одностороннюю направленность. В двухмерной системе координат такое взаимовлияние можно изобразить следующим образом, см. рис. 1.2.

Вариант Б.

Требуется больше усилий для исправления сердца  

Рис. 1.2. Схема векторного сочетания сил в системе

«сердце – воля – ум»

Не трудно заметить, что как в Варианте А, так и в Варианте Б наибольшее значение имеет вектор «воля». Отсюда подтверждающий наши ранее высказанные суждения и объединяющий высказывания святых отцов вывод о стержневом значении элемента «воля» в приведении системы «сердце – воля – ум» в гармоничное состояние.

Все вышесказанное в первую очередь относится к действиям человека относительно самого себя. Однако, поскольку речь идет о христианине, то мы, хотя бы вкратце, должны рассмотреть и второй вид его действий – относительно других людей.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Мы все взаимно соединены, чтобы взаимно учить друг друга … заметив что в другом особенно для него опасное, всячески попекись остепенить его и образумить как можешь»[104]. Он же указывает и предмет для таких действий – волю человека. «Бедная воля наша! Ей нужны правила, коих часто не знает; нужны побуждения, кои часто выпадают из мысли; нужно руководство, ибо часто не знает, как начать дело»[105].

Таким образом, истинный христианин в отношении брата или сестры, при необходимости, должен уметь с кротостью (Еф. 4: 2; Гал. 6: 1) вразумлять, укреплять и указывать, т.е. уметь эффективно оказывать влиять на ситуацию или конкретное лицо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17