Некоторые выводы.
1. Истинное состояние частей природы человеческой – есть совершенный дух, совершенная душа и совершенное тело. Естественным же состоянием сил, действующих внутри существа человеческого, является их взаимопроникновение и получение взаимной помощи.
2. Искривленное грехом состояния сил естества человеческого приводит к потере взаимной точки их соединения, к отсутствию взаимной помощи и фактическому противодействию друг другу.
3. Для устранения внутреннего дисбаланса и восстановления гармонии в составе сил естества человеческого, прежде всего, необходимо внутреннее желание человека принять волю Божию, его реальная готовность и практические действия по отрешению от своей воли и жизни по воле Бога.
4. Христианин должен развивать в себе умение с кротостью наставлять бра-тьев и сестер по вере, оказывать на них позитивное влияние, при необходи-мости, проявлять такие личные качества как умение вразумлять, укреплять и указывать.
[1] Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. – СПб., 2003.
1 – С. 36, 37.
1 Олег Давыденков. иерей. Догматическое богословие. Курс лекций: В 3-х ч. – М., 1997. – Ч. 1, 2.
1 – С. 121.
[2] Олег Давыденков, иерей. Традиционная христология «нехалкидонитов». – М., 1997. – С. 19, 27.
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 1. – М., 1992. – С. 62.
[3] Василий Великий, свт. Творения: В 3-х т. – СПб., 1911. – Т. 3. Письмо 38. К Григорию, брату.
1 – С. 51–58.
[4] Григорий Богослов, святитель. Творения: В 2 т. – М.: АСТ, 2000. – Т. 1: Слово 33. Против ариан и о
1 самом себе. – С. 490, 491.
[5] Олег Давыденков, иерей. Догматическое богословие. Курс лекций: В 3-х ч. – М., 1997. – Ч. 3.
1 – С. 87, 88.
[6] Деяния Святых Вселенских Соборов: В 4-х т. – СПб., 1996. – Т. 3. – С. 48.
[7] Новиков Д.В. Понятие о личности в православном богословии и психологии // Сб. материалов
1 богословских конференций ПСТБИ за 1998, 1999. – М., 1999. – С. 63–67.
[8] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. – Ростов–на–Дону, 1992.
1 – С. 150–157.
[9] Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии IV – VIII веков // Человек. – 2000.
1 – № 2, 3.
[10] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – М., 1991. – С. 91.
[11] Олег Давыденков, иерей. Догматическое богословие. Курс лекций: В 3-х ч. – М., 1997. – Ч. 1, 2.
11 – С. 121.
[12] Там же. – С. 150.
[13] Там же.
[14] Кырлежев А.И. Проблемы богословского понимания личности // Сб. материалов международной
15 научно–богословской конференции. Личность в Церкви и обществе. – М. 2001. – С. 53.
[15] Лосский В.Н. По образу и подобию. – М., 1995. – С. 106.
[16] Зенько Ю.М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Сб. Санкт-Петербургской
15 духовной академии. Христианское чтение. – 2000. – № 19. – С. 133.
[17] Кырлежев А.И. Указ. соч. – С. 56.
[18] Антоний, Сурожский, митрополит. Человек перед Богом. – М. 1995. – С. 116.
[19] Там же.
[20] Там же. – С. 117.
[21] Игнатий Брянчанинов, святитель. Творения: В 7 т. – М.: Паломник, 2001. – Т. 2: Слово о
15 различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. – С. 122.
[22] Там же. – С. 347.
[23] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. // Богословские труды. – М., 1989. – №29.
15 – С. 285–320.
[24] Там же. С. 295.
[25] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. – М. 1998. – С. 188.
[26] Там же. – С. 230.
[27] Кырлежев А.И. Указ. соч. – С. 57.
[28] Лосский В.Н. Указ. соч. – С. 114.
[29] Зайденберг С.И. Софиологическая и неопатристическая концепции личности // Сб. материалов
55 международной научно–богословской конференции. Личность в Церкви и обществе. – М. 2001.
55 – С. 32.
[30] Там же.
[31] Бердяев Н.А. Проблема человека (к построению христианской антропологии). // Путь. – Париж,


