Нравственно–богословские аспекты тестовой диагностики психических проявлений личности
Страница 3

Отметим, что достаточно свободное употребление нами далее по тексту по-нятия человеческой личности, с одной стороны, обусловлено необходимостью выделения исторической составляющей при освещении нашей темы, с другой – попыткой избежать серьезных затруднений в изложении материала при отсутствии общей терминологии и единого понятийного аппарата у ряда святых отцов Церкви.

По мнению профессора Казанской духовной академии В.И. Несмелова (1863–1937), личность человека своею природой выражает не физический мир, а «истинную природу самого Бесконечного и Безусловного» и является «не зеркалом по отношению к Богу, а самим изображением Бога»[16]. Оставляя за скобками некоторую свободу в трактовке автором термина «природа», укажем толь-ко, что профессора В.И. Несмелова вряд ли можно заподозрить хотя бы в частичном отождествлении термина «личность» с термином «природа». Профессор В.И. Несмелов отличает понятие «личность» от понятия человеческого «я». По его мнению, «я» – только феноменально и является смысловым центром со-знания, которое представляет собой непрерывный творческий процесс формации психических явлений; личность – субстанциональна, иррациональна, Богоподобна. Следовательно, в актах самосознания «я» может отождествлять себя как со свободной самосущей личностью, так и с несвободным бренным телом, подчиненным законам природной необходимости.

Священник Павел Флоренский пишет: «Личность (человеком. – Ю.К.) не может быть логически определена, т.к. сущность ее стоит по ту сторону понятий и категорий, по ту сторону всех системообразующих рационалистических подходов»[17].

Митрополит Сурожский Антоний рассматривает человеческое «я» в двух аспектах: как индивидуума и как личность. Индивидуум есть предел дробления, за которым нарушается целостность человеческого существа. Владыка Антоний указывает, что при отличии одного индивидуума от другого всегда присутст-вует элемент дифференциации, «так что одного индивидуума можно отличить от другого только в категориях противоположения, или контраста»[18]. Говоря о личности, он определяет ее как термин, не соответствующий нашему эмпирическому познанию человека, подчеркивает, что личность неповторима и не может отличаться от другой личности путем самоутверждения или противоположения, «личность – ипостась, есть отношение»[19]. При этом автор замечает, что «она настолько неповторима, настолько бесподобна, что существует сама по себе, но может выражать себя во вне известными действиями, проявлениями, тем, что в Послании апостола Павла названо "сіsніе" (Евр. 1: 3. – Ю.К.)»[20]. Ярким примером, подтверждающим эти слова митрополита Антония Сурожско-го, может служить само описание личности апостола Павла, проведенное нами на основе анализа ряда его Посланий: 1 Кор., 2 Кор., 1 Фес., 2 Фес. (см. прил. 2).

В рассуждениях об образе и подобии Божиих в человеке и о различных состояниях естества человеческого свт. Игнатий Брянчанинов не употребляет сло-ва «личность», «индивидуум», но использует слова «человек» и «христианин», например: «образ Троицы – Бога есть троица – человек»[21], «опытное познание человеческого падения недопустимо для христианина»[22]. Из анализа его суждений о восхождении человека к Богу можно сделать предварительный вывод о том, что свт. Игнатий Брянчанинов иногда использует слово «христианин» в контексте понятия личности, а слово «человек» зачастую применяет как синоним слова «индивидуум» или слова «личность»[23]. Само же понятие «человек» характеризуется им как: «человек есть Богозданный храм Божества по душе и телу»[24].

Подобной логики использования слова «человек» придерживается свт. Фео-

фан Затворник. Святитель не дает собственно характеристики понятия человеческой личности, но употребляет слово «личность» в контексте лица человеческого, его ипостаси. «Общее устройство природы человеческой, – указывает святитель, – определяется сочетанием различных сил ея, способностей и различных частей ея состава … все силы сии сосредотачиваются и сходятся в нашем лице, в нашей личности, в том, что говорит в нас: я, которое есть слияние и нераздельное единство всех сил»[25]. К неотъемлемым принадлежностям каждой человеческой личности, ее лица свт. Феофан Затворник относит «сознание, сво-боду и жизнь»[26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17