Этот процесс чрезвычайно сложен, и о настоящем удостоверяет тот факт, что и до сих пор нет его удовлетворительного определения. Г. Эрдман понимал под фантазией умов процесс создания образов и воспринятых предметов. Однако применено им толкование понятий «предмет» и «изображение» не позволяет подвести к нему отношения вещей и их понимания, которые являются важными для фантазии. [20].
В современной психологии наиболее распространенными являются описательные определения. Чаще всего фантазией называют процесс создания человеком на основе ее предыдущего опыта образов объектов, которых она непосредственно не воспринимала и не воспринимает. Или: фантазия - это необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Первое из определений является более четким и более лаконичным.
В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на фантазию и его стороны. Концепция одних идеалистов сводится к тому, что утверждается полная спонтанность фантазии, независимость от действительности. Такой взгляд является принципиально не верным. В действительности фантазия человека детерминирована объективной действительностью и направленная на ее отображение.
Представители ассоциативной психологии В.Вундт, Т.Рябо и другие пытались свести фантазию к другим психическим процессам или их комбинации. При этом она теряла свою самостоятельность, и в одних случаях ее рассматривали как комбинацию понимания и воли, а в других как комбинацию восприятия, памяти и интеллекта. [30].
Фантазия присуща только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила фантазии принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы фантазии невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». [17].
Для «старой» психологии, в которой чаще всего все виды психической деятельности человека рассматривались как известные ассоциативные комбинации прежде накопленных впечатлений проблема фантазирования была неразрешимой загадкой. Волей - неволей старая психология должна была сводить фантазирование к другим функциям, потому что самое существенное отличие фантазии от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: фантазия не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение, нового, в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которая называется фантазией. Следовательно, для ассоциативной психологии, которая рассматривала всякую деятельность как комбинирование уже бывших в сознании элементов и образов, фантазия должна было быть неразрешимой загадкой. [5]
Известно, что «старая» психология пыталась обойти эту загадку путем сведения фантазии к другим психическим функциям.
Т. Рябо в работе о фантазии, рассматривает два ее вида, выделяя, с одной стороны, так называемую воспроизводящую фантазию и, с другой творческую, или воссоздающую, фантазию. [8]
Воспроизводящая фантазия та же самая память. Под воспроизводящей фантазией психологи понимали такую деятельность психики, при которой человек воспроизводит в сознании ряд образов, пережитых им, но восстанавливает их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет. Такая деятельность памяти, которая состоит в возникновении в сознании прежде пережитых образов и не связана с непосредственным актуальным поводом для их воспроизведения, называлась старыми психологами воображением.


