Взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у младших школьников
Страница 9

Данный вопрос рассматривается в литературе преимущественно на основе теоретических рассуждений и опирается лишь на незначительное число эмпирических исследований. Задача современных психологических исследований, посвященных проблеме неискренности, — выявить личностные и социальные мотивы, побуждающие ученика младшего школьного возраста говорить правду или лгать в различных ситуациях межличностного общения. Одной из предпосылок использования неискренности является возрастные личностные образования ученика. В.В. Знаковым было проведено исследование, в результате которого было выявлено, что склонность к такому феномену неискренности как макиавеллизм постепенно возрастает к подростковому периоду и в 18-20 лет достигает своего пика.

1.3 Особенности развития фантазии и творческого воображения младших школьников

Обладая богатой фантазией, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Фантазия может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Фантазия может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И фантазия тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли фантазии необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л.Рубинштейн пишет: «Фантазия - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов». [6].

Л.С.Выготский считает, что «фантазия не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем фантазией». [4].

Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса фантазирования заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [54]

Как видно из определений, существенным признаком фантазии считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между фантазией и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с фантазией, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия фантазии. Многие исследователи отмечают, что фантазия есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит фантазию к формам чувственного отражения, другая же считает, что фантазия создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для фантазии, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Фантазии нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Таким образом, очевидно, что фантазия есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27