Взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у младших школьников
Страница 8

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени. [11]

Эмоциональное развитие

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

Теоретическим основанием для исследования послужили современные представления о сложности и многомерности данного феномена, так как обсуждаемая проблема является междисциплинарной. Сделана попытка описать роль лживости в межличностном общении, а также теоретически и эмпирически обосновать причины, влияющие на её появление. [49]

Анализ исследований теоретического и эмпирического характера, посвященных вопросам феномена лжи, позволил определить несколько направлений к его рассмотрению. Одним из направлений является исследование проблемы общения, которое открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения ребенка, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни школьника.

Концептуальные основы разработки проблемы общения в отечественной психологии связаны с трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития ученика, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений. По определению А.В. Петровского взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий и взаимную обусловленность. Е.Л. Доценко понимает под межличностным взаимодействием процесс согласования намерений партнеров, координации усилий по достижению каждым из них своих целей, создания общего семантического пространства. Исследование проблематики неискренности является удобной моделью, раскрывающей условия, факторы и индивидуально-психологические различия формирования системы отношений ребенка к действительности, к окружающим ученикам и самому себе. В силу этого особую значимость имеет исследование отношения ко лжи младших школьников, поскольку именно данная возрастная группа будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан нашей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие. Особый интерес, вызывает изучение данной проблематики в рамках учебно-профессиональной деятельности в младшей школе.

Между тем, несмотря на ряд интересных исследований по проблеме неискренности и смежными с ней феноменами, как в отечественной - дореволюционной (И.А. Алешинцев, К. Гартьер, И.А. Ильин, П.О. Каптерев, А.П. Нечаев, С.С. Преображенский, А Б. Сосновский, А.Шеталова, др.) и современной (Б.И. Дубровский, В.В. Знаков, А.К. Секацкий, Ю.К. Щербатых и др.)., так и в зарубежной психологии (А.Адам, Л. Мелитан, В.Штерн, S.Bok, Р.Ekman, Podlesny J., Hartshorn H., May M. и др.), можно констатировать недостаточную разработанность методических подходов к изучению отношения ко лжи, отсутствие ее общепризнанной типологии, данных о влиянии хода и условий социализации индивиуально-личностных и социально-психологических особенностей ученика, влияющих на склонность к проявлению лживости в поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27