4. Понимание различий категорий «неправды», «обмана» и «лжи» доступно подросткам более старшего возраста (10-13 лет), при этом девочки всех возрастов более сенситивны к восприятию этих различий.
5. Подтверждена гипотеза о влиянии возрастных особенностей на отношение детей ко лжи, при этом выявлено более негативное в целом отношение ко лжи школьников 9 лет, особенно ко лжи в целях самозащиты от вмешательства взрослых в личную жизнь и ко лжи бессознательной.
6. Показано, что чем старше школьник, тем более благосклонно он относится к таким видам лжи, которые носят адаптивный характер и не наносят окружающим значимого вреда, тем чаще он позволяет себе лгать.
7. Половая принадлежность влияет на отношение ко лжи (в выборе меры наказания) в рассказах, связанных с ложью в защиту себя от наказания и вмешательства в личную жизнь. Мальчики склонны к более суровым мерам наказания, чем девочки. Способ словесного воздействия на лгунов предпочитают девочки независимо от их возраста и вида лжи.
8. Доказано что степень религиозности влияет на отношение ко лжи. Берущие подростки более сдержаны в оценках лжи, дают более краткие ее определения, склонны в большей степени оправдывать чужую ложь и сами придерживаются правдивой линии поведения. Чем выше религиозные убеждения ребенка, тем яснее он видит различия категорий "ложь", "неправда", "обман".
9. Личностные особенности детей оказывают влияние на их отношение к определенным видам лжи. Школьники, имеющие высокие показатели ответственности, дисциплинированности, внимания к людям более негативно относятся ко лжи в защиту себя от вмешательства в личную жизнь и лжи-умолчанию. Такие личностные качества, как тревожность, эмоциональная устойчивость/неустойчивость, импульсивность и агрессивность оказывают отрицательное влияние на отношение детей к альтруистической лжи, лжи в защиту себя, лжи-умолчанию. Чем выше показатели тревожности, тем чаще ребенок считает возможным для себя использование лжи.
10. На отношение ко лжи влияют такие стили семейного воспитания как гиперпротекция, игнорирование потребностей ребенка, недостаточность санкций и требований-запретов. Дети из неполных семей в большей мере стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь.
11. Социально-экономические, культурно-исторические и другие макро факторы социальной дифференцированно воздействуют на отношение детей к разным видам лжи. На отношение детей ко лжи бессознательной, в защиту себя и альтруистической влияние этих факторов не распространяется, в отличие от изменяющегося отношения ко лжи из озорства и хвастовства.
12. Представленные в работе материалы подтвердили выдвинутую гипотезу.
Литература
1. Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию.-Екатеринбург: Деловая книга;М.: Академия; 1996.
2. Ада Делла Торре. Ошибки родителей.-М.: Прогресс 1984.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.
4. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992.
6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды/ Б.Г. Ананьев// Собр. соч.: в 2 т.-М.: Педагогика, 1980.- Т.1
7. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)
8. Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)
9. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.
10. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
11. Бегак Б.А. Воспитание искусством. – М., 1981. – 94 с.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.
13. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997. – 574 с.
14. Богоявлинский Д.Б. Пути к творчеству. - М., – 1981. – 96 с.
15. Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А. Бодалев. - М.: МПА, 1995.
16. Бодалев, А.А. Психология общения/ А.А. Бодалев. - М.: МПСИ, 2002.


