Можно спросить себя, не встречается ли обратного случая, когда исажение, к концу этого третьего периода, возвращается к расположениям первого возраста. Такая регрессивная метаморфоза - ибо я не могу смотреть на нее иначе - случается редко, но примеры ее есть. Обыкновенно творческая фантазия, пройдя фазу, соответствующую мужеству, гаснет вследствие медленной атрофии, не подвергаясь преобразованию. Однако я могу указать на случай одного известного ученого, имевшего сначала вкус к искусствам (особенно пластическим); после краткого занятия литературой, он посвятил свою жизнь биологическим наукам, где составил себе заслуженное имя; а затем научные занятия ему совершенно наскучили, и он возвратился к литературе и наконец к искусствам, которые и овладели им окончательно. [8]
Наконец (потому что форм много) у некоторых фантазия, хотя и сильная, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством рассудочности. Заметим, что здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют "взрослыми детьми", но о простоте и искренности самой их фантазии. Эта исключительная форма совместима только с художественным творчеством.
В упомянутом третьем периоде развития фантазия проявляется вторичный дополнительный закон - возрастающей сложности; он следует за поступательным движением от простого к сложному. Это не есть закон фантазии в собственном смысле, но рационального развития, влияющего на него в обратном направлении; это закон духа познающего, но не фантазирующего. [13]
Бесполезно доказывать, что теоретическое и практическое знание развивается по мере своего усложнения. Но как скоро ум ясно отличает возможное от невозможного, мнимое от действительного (чего не может делать ребенок и дикарь), как скоро он привык к рассудительности, подчинился дисциплине, влияние которой неизгладимо, - и творческое фантазии волей-неволей подчиняется новым условиям. Она лишается своей неограниченной власти, теряет ту смелость, какою обладало в детстве, и подчиняется правилам логического мышления, которое в своем движении захватывает и его. За указанными выше исключениями (причем они только частные) творческая способность зависит от способности познания, налагающего на первую обязанность принять его форму и следовать его закону развитая. В литературе и искусствах установление разницы между простотою примитивных созданий и сложностью произведений далеко зашедшей цивилизации сделалось общим местом. В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое.[5]
Творческая фантазия зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания. [7]
Творческая фантазия отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивную фантазию творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи творческой фантазии. Фантазия, как известно, тесно связана с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно фантазия формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов фантазии является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов фантазии, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивная, техническая, научная, художественная, музыкальная и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческой фантазии. Направленность на результат одно из важнейших условий продуктивности и полноценности творческого процесса, как это отмечает Я.А. Пономарёв в своём труде по психологии творчества.[16] Стремясь к достижению результата деятельности, субъект предвосхищает его. Это определяет развитие творческой способности к предвидению, в основу которой А.Н. Лук полагал такую высшую психическую функцию как творческая фантазия. [12].


