Оглавление
Введение…………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейся личности подростка…………………………………………… …….7
1.1. Феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности……………………………………………………………7
1.2. Особенности стресса аккультурации в подростковый период развития личности…………………………………………………………………………… ….15 1.3. Анализметодов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики…………………………………………………………………………….20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….…22
Глава 2. Разработка программы направленная на успешное преодоление стресса аккультурации развивающейся личности подростка в практике психосоциальной работы………………………………………………………………………… 24
2.1. Описание структуры эмпирического исследования……………….… .… 24
2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3.Описание результатов формирующего эксперимента……………………….31
2.4. Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики…………….…37
Выводы по главе 2……………………………………………………………… .41
Заключение…………………………………………………………………… … .42
Литература……………………………………………………………………… 43
Приложения……………………………………………………………………… 46
Введение
Социальная работа является относительно новым направлением в сфере психологической помощи личности. Социальная работа, по определению Е.И. Холостовой, - особый вид деятельности, способствующий восстановлению или улучшению способностей людей, их качества жизни [14, 27с.].
В связи с расплывчатостью данного определения Е.И. Холостова далее разводит понятия профессиональная социальная работа и непрофессиональная, что на наш взгляд еще более усугубляет проблему предметной дифференциации социальной работы.
Отсутствие четких теоретических и методологических границ приводит современных специалистов в области социальной сферы к бездумному копированию технологий, методов и концепций в целом. Не меньшая путаница возникает при попытках выделения предмета социальной работы. При этом в качестве глобальной цели социальной работы выступает преобразование социальной действительности, создание максимальных условий для полноценной жизнедеятельности человека, содействие его социализации.
Теоретики социальной работы предлагают путь реализации данной цели – оказание содействия человеку в культурном, социальном и психологическом развитии [15, 163с.]. Однако как оказать это содействие специалисты умалчивают.
Таким образом, можно говорить о реально существующем противоречии: активная реализация практических программ психологической помощи в рамках социальной работы и отсутствие четкой методологической ориентации, что приводит к выполнению специалистами в области социальной работы функций психологов, психотерапевтов и консультантов.
Вслед за шведскими исследователями (Б.Ленннеер-Аксельтон и И.Тюлефорс) мы предлагаем рассматривать социальную работу как часть психосоциальной практики. Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы клиента здесь выступают в единстве социального и психологического контекста.
Таким образом, именно интеграция психологического и социального позволяет разграничить сферу социальной работы от смежных гуманитарных практик. И это позволяет реализовать цель психосоциального подхода – восстановить утраченное равновесие между внутренней психической жизнью личности клиента и межличностными отношениями влияющие на его деятельность.
Данное состояние динамического равновесия между психодинамикой личности и социодинамикой общества подробно описано в работах Е.В. Руденского и обозначается как процесс адаптивного функционирования личности [11, 54с.]. Способность к адаптивному социальному функционированию не присуща личности с рождения, а формируется в течение онтогенеза. Причем каждый этап онтогенеза представлен специфической возрастной задачей, которая дает возможность развивающейся личности приобрести новое социальное качество.


