1.1.Феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности.
Исследования социологов, социальных психологов, культурологов и специалистов в области психологии развития личности, осуществленные в течение последних пяти лет в России убедительно доказывают наличие несоответствия уровня развития культурного потенциала личности кульутрно-психологической ориентации общественных процессов. Это несоответствие обусловило массовую манифестацию дефицитарной деформации личности, одной из модальностей которой является психокультурная деформация личности. Особенно яркие дебюты манифестации психокультурной деформации личности отмечены в среде учащийся молодежи «кризисного возраста» - подростков. Здесь одновременно с ростом агрессивной делинквентности, различных форм социальной девиации, жесткой агрессивности и деструкции межличностных отношений, резко выросли аддиктивные формы поведения на фоне прогрессирующей экзистенциональной фрустрации и ноогенного невроза [11,63с.].
Психологические и социальные утраты, которые понесли люди нашей страны и стран СНГ в результате рецидивирующей модернизации социокультурной системы общества, выдвигают проблему психологии дефицитарной деформации личности в ряд наиболее актуальных и социально значимых проблем развития и практического приложения психологии.
Психологическое исследование дефицитарной деформации личности подростка и дефицита психокультурного потенциала представляет интерес для психологии развития, акмеологии, возрастной и педагогической психологии, психологии юридической и политической.
Дефицит психокультурного потенциала личности – это реальное нарушение психологического механизма рефлексии и психологической техники переживания [11, 69с.].
Данный дефицит определяет невозможность для личности подростка конструктивно разрешить трудную ситуацию; осознание этой невозможности трансформирует трудную ситуацию в кризисную. В результате возникает деструктивное напряжение в виде эмоционального дискомфорта, тревоги и т. д. Аккумуляция этого напряжения создаёт интрапсихический фактор риска деформации: возникает сильное поле эмоционального напряжения, деформирующее нестабильные Я – системы подростка.
Дефицит потенциалов создает угрозу полноценному социальному функционированию и деформации личности подростка под воздействием бинарного стресса - одновременно под воздействием стресса находятся и интрасубъективность личности подростка (стресс аккультурации) и интерсубъективность (социальный стресс общества).
Такая ситуация определяется в психологии как экстраординарная ситуация развития личности.
Динамика распространения экзистенциональной фрустрации и ноогенного невроза оценивается весьма часто с биогенетической позиции, игнорируя практически культурогенные факторы. Хотя в работах психоаналитиков социально-психологической ориентации, и прежде всего К. Хорни, Э. Эриксона, Э. Берна, неврозы и фрустрации обосновываются как следствия нарушенного культурогенеза личности. Впервые необходимость в таком развитии научного знания о природе социальной дефектности личности была высказана Л. С. Выгодским.
Материалы исследования, проведенного в городе Новосибирске в 1995-2000 годах, показывают наличие в среде подростков социальной дефектности развития, имеющей культурогенетическое основание. Таким культурогенетическим основанием кризисной психологии развития подростка является нарушенный интерактивный культурогенез личности – механизм, ориентированный на формирование интрасубъектного социального качества личности – его психокультурного потенциала в форме психологических техник осознанной регуляции механизмами социального функционирования личности, обеспечивающих её интеграцию в обществе [11, 116с.].
Культурогенез личности подростка – это системный интегрированный процесс освоения ценностей культуры как главных регуляторов развития личности как субъекта [11,124с.].


