Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы
Страница 8

Поэтому перед психологами и социальными работниками встаёт важная задача: специально организовать ведущую для подростков деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия.

Т.П. Скрипкина раскрывает закономерности доверия к людям в старшем дошкольном возрасте, обосновывает понимание вовлеченности как социально-психологического механизма социализации, за счет актуализации интерактивного механизма развития личности. Именно доверие как специфическая форма социально-психологический отношений отражает уникальную позицию личности в социуме - безопасность и ситуативная полезность общества [13, 28с.].

Именно дефицит доверия у развивающейся личности подростка приводит к формированию системы дефицитов культурных и психологических потенциалов, а так же нарушает логику смены культур (культуры детства на культуру взрослых) – т.е. приводит к стрессу аккультурации.

Одно из возможных решений этой проблемы – разработка определённых развивающих, коррекционных программ, способных помочь подросткам актуализировать интерактивный механизм развития.

1.3.Анализ методов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики

К сожалению, в современной психосоциальной практики очень узко представлены методы работы с проблемой стресса аккультурации непосредтвенно в подростковом периоде развития личности. В источниках более широко рассматриваются методы работы с проблемой аккультурации в процессе смены культурных ценностей вследствие интеграции в новую этническую группу. В качестве проявлений стресса аккультурации большинство исследователей и практических психологов называют социальную дезинтеграцию и личностный кризис. Привычный социальный порядок и культурные нормы утеряны, и человек может легко растеряться в измененной ситуации. На групповом уровне источником тревожности становится тот факт, что в новых условиях не работают прежние схемы властных отношений, общественного порядка и экономические стратегии, а на индивидуальном уровне могут возникнуть враждебность, неуверенность, идентификационная спутанность и депрессия.

Важно учитывать, что стресс аккультурации накладывается на предшествующий травматический опыт мигрантов, что приводит к их взаимному усилению.

Работа с проблемой стресса аккультурации с такой категорией клиентов, как иммигранты частично представлена в психотерапии.

Среди культурно-специфических аспектов, имеющих важное значение в процессе психотерапии, Дрэгунс выделяет следующие: специфика взаимоотношений клиента и психотерапевта; роль ритуала в психотерапии; использование метафор, образов, мифов. Особо следует подчеркнуть роль иррациональных мистических образов, имеющих важное значение в ряде культур. В противоположность западному рациональному менталитету, эмпирическим и натуралистическим взглядам, у представителей восточных культур мистические образы присутствуют в субъективном переживании в такой степени интенсивности, что для западного человека они становятся пугающими и неприемлемыми и восприниматься за гранью нормы.

Дрэгунс предлагает учитывать культурно-специфические реакции мигрантов на травматический опыт на основе социокультурных измерений, разработанных Дж. Хофстедом. Исследования Хофстеда по категоризации культур широко известны в культурной психологии. Хофстед выделил четыре основных социокультурных измерения: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/феминность, дистанция по отношению к власти и степень избегания неопределенности. Оказалось, что эти социокультурные размеренности достаточно полно характеризуют культурную специфику, в частности, в отношении психотерапии [11,78с.].

Психосоциальная работа, с подростками в ситуации стресса аккультурации, не предполагает конкретных алгоритмов воздействия на клиента.

При работе в данной ситуации социальный работник в процессе общения с клиентом сам формирует метод работы. В качестве методов работы с рассматриваемой нами проблемой на наш взгляд необходимо использовать такие, как групповой или индивидуальный тренинг с применением арт-терапии, а также психодраматических методик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28