3. Эксперимент:
а) констатирующий.
Цель: выявление уровня сформированности свойства или параметра у респондента; это разовый срез состояния объекта.
б) формирующий.
Цель: направлен на изучение динамики психологического свойства или явления в процессе активного воздействия исследователя на объект.
в) контролирующий.
Цель: выявление степени эффективности формирующего эксперимента.
4. Тестирование:
1) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла 16PF.
2) Тест школьной тревожности Филипса.
3) Опросник социально-психологической адаптированности (СПА).
4) Восьмицветовой тест Люшера.
5) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)
А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
5.База исследования:
Базой практики является Муниципальное специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня», группы № 9 «Старшая Стационар».
Основной целью центра является создание условий для реализации прав детей на жизнь и воспитание.
Задачи центра включают в себя временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; содействие в их дальнейшем устройстве; разработка методических рекомендаций по организации деятельности муниципальных специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
2.2. Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить особенности личности подростков.
Методы эмпирического исследования:
1. Анализ документов.
Цель: получение информации об условиях развития клиентов.
Список респондентов:
Есауленко Вадим. Возраст 14 лет. В «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» попала 21.06.02г. Условия оформления в центр – оставлена без попечения родителей.
Комер Евгения. Возраст 13 лет. В «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» попала 26.08.03г. Условия, при которых оформлена в центр – отсутствие родителей и опекуна.
Попов Антон. Возраст 14 лет. В «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» 16.11.02г. Условия – социально опасное положение.
2. Тестирование.
Использовались следующие методики:
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла 16PF.
Целью использования данной методики является определить нормативное или дефицитарное развитие личности подростка.
Тест школьной тревожности Филлипса.
Цель использования данной методики заключается в том, чтобы через оценку уровня тревожности диагностировать дефект социализации, который определяется дефицитом адаптивных потенциалов.
Опросник социально-психологической адаптированности (СПА).
Целью использования данной методики является определить уровень целостности личности, а также определить наличие качеств адаптированной личности.
Восьмицветовой тест Люшера.
Целью использования данной методики является выявление эмоционально-характерологического базиса личности подростка и ее актуального состояния.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
Целью использования данной методики является выявление адаптивных способностей личности подростка, ее нервно-психической устойчивости и моральной нормативности.
Общие аналитические заключения по каждому респонденту представлены в Приложении 1.
Заключение 1.
Респондент: Вадим Е.
Личностный профиль представлен в Приложении 2. Рис.1,2.
Общее аналитическое заключение.
Анализ результатов респондента показал, что личность имеет дефект социализации, а также дефицит адаптивных способностей, можем говорить о высоком уровне психоэмоционального напряжения. Также личность имеет дефект когнитивного, аффективного и акционального компонента «я-концепции». Можем говорить о наличии дефицита рефлексивных навыков и дефицита эмоционально-волевой регуляции. Личность имеет дефицит субъективных и ролевых навыков, неадекватный уровень самооценки и низкий уровень социальной толерантности. Также можем говорить о дефиците социального интеллекта и социальной компетентности, дефицитарном развитии психокультурной зрелости. Личность имеет высокий уровень тревоги, а также отсутствие тенденции к самоактуализации. Психокультурная деформация ярко не выражена, однако можем предполагать наличие конформистской деформации личности подростка.


