Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы
Страница 2

Формирование новообразований связано с включением развивающейся личности в новое интерактивное пространство, которое обладает культурной уникальной ситуацией. Культура выступает в качества совокупности отношений, которые сложились между людьми, нормы их поведения, ценности и установки.

Задача социального работника как специалиста в области психосоциальной помощи способствовать культурогенезу личности. Концепция культурогенетического развития личности основана на изучении интерактивного культурогенеза, который обеспечивает развитие психокультурного потенциала.

Психокультурный потенциал – это системное образование, включающее подсистему психологических механизмов и подсистему психологических техник осознанной регуляции этими механизмами, обеспечивающие полноценное социальное функционирование [11, 57с.].

Таким образом, культурогенез обеспечивает условия для интериоризации личностью ценностных ориентиров культуры общества. Неспособность развивающейся личности к изменению психологических техник регуляции социального функционирования связано с дефектом интерактивного культурогенеза. В работах Е.В. Руденского данное состояние рассматривается как стресс аккультурации.

Стресс аккультурации связан с дефицитом психологических и культурных потенциалов личности, которые препятствуют адекватному социальному функционированию в рамках определенной социокультурной системы.

Исходя из этого, мы сформулировали гипотезу нашего исследования: абилитация психологических и культурных потенциалов развивающейся личности будет способствовать ее выходу из стресса аккультурации (т.е. личность приобретет способность к адекватному социальному функционированию).

Цель исследования: выявление путей преодоления стресса аккультурации у развивающейся личности в рамках психосоциальной работы.

Задачи исследования:

1. рассмотреть феноменологию стресса аккультурации как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности;

2. анализ особенностей стресса аккультурации в подростковом периоде развития личности;

3. анализ методов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики;

4. проведение констатирующего эксперимента;

5. разработка и апробация коррекционно-воспитательной программы абилитации психологических и культурных потенциалов развивающейся личности подростка;

6. исследование изменений в личности подростков экспериментальной группы по итогам проведенной программы (контрольный эксперимент);

7. анализ результатов эффективности разработанной программы абилитации.

Объект исследования: стресс аккультурации развивающейся личности подростка.

Предмет исследования: социальное качество развивающейся личности подростка, которое определяется уровнем развития психологических и культурных потенциалов.

Теоретическая база исследования:

1. культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии, разработанная Е.В. Руденский;

2. исследования психологии личности подростка: А.В.Петров, Н.Ю. Максимова, Е.М. Борисова, В.Г.Степанов, Р.Т. Байярт, Л.Анн.

3. исследования в области интерактивной психологии: Э. Гоффман, Дж. Мид, Г. Блюмер.

4. культурно-генетическая теория развития личности Л.С. Выготского.

В качестве методов исследования мы использовали:

o теоретические методы (анализ психологической, социально-психологической литературы, материалов и публикаций периодической психологической печати, изучение психологического опыта по проблеме исследования);

o эмпирические методы (наблюдение, изучение документов, беседы, психологическая диагностика уровня развития личности, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент).

База эмпирического исследования – комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня».

Глава 1. Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейся личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28