Формирование новообразований связано с включением развивающейся личности в новое интерактивное пространство, которое обладает культурной уникальной ситуацией. Культура выступает в качества совокупности отношений, которые сложились между людьми, нормы их поведения, ценности и установки.
Задача социального работника как специалиста в области психосоциальной помощи способствовать культурогенезу личности. Концепция культурогенетического развития личности основана на изучении интерактивного культурогенеза, который обеспечивает развитие психокультурного потенциала.
Психокультурный потенциал – это системное образование, включающее подсистему психологических механизмов и подсистему психологических техник осознанной регуляции этими механизмами, обеспечивающие полноценное социальное функционирование [11, 57с.].
Таким образом, культурогенез обеспечивает условия для интериоризации личностью ценностных ориентиров культуры общества. Неспособность развивающейся личности к изменению психологических техник регуляции социального функционирования связано с дефектом интерактивного культурогенеза. В работах Е.В. Руденского данное состояние рассматривается как стресс аккультурации.
Стресс аккультурации связан с дефицитом психологических и культурных потенциалов личности, которые препятствуют адекватному социальному функционированию в рамках определенной социокультурной системы.
Исходя из этого, мы сформулировали гипотезу нашего исследования: абилитация психологических и культурных потенциалов развивающейся личности будет способствовать ее выходу из стресса аккультурации (т.е. личность приобретет способность к адекватному социальному функционированию).
Цель исследования: выявление путей преодоления стресса аккультурации у развивающейся личности в рамках психосоциальной работы.
Задачи исследования:
1. рассмотреть феноменологию стресса аккультурации как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности;
2. анализ особенностей стресса аккультурации в подростковом периоде развития личности;
3. анализ методов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики;
4. проведение констатирующего эксперимента;
5. разработка и апробация коррекционно-воспитательной программы абилитации психологических и культурных потенциалов развивающейся личности подростка;
6. исследование изменений в личности подростков экспериментальной группы по итогам проведенной программы (контрольный эксперимент);
7. анализ результатов эффективности разработанной программы абилитации.
Объект исследования: стресс аккультурации развивающейся личности подростка.
Предмет исследования: социальное качество развивающейся личности подростка, которое определяется уровнем развития психологических и культурных потенциалов.
Теоретическая база исследования:
1. культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии, разработанная Е.В. Руденский;
2. исследования психологии личности подростка: А.В.Петров, Н.Ю. Максимова, Е.М. Борисова, В.Г.Степанов, Р.Т. Байярт, Л.Анн.
3. исследования в области интерактивной психологии: Э. Гоффман, Дж. Мид, Г. Блюмер.
4. культурно-генетическая теория развития личности Л.С. Выготского.
В качестве методов исследования мы использовали:
o теоретические методы (анализ психологической, социально-психологической литературы, материалов и публикаций периодической психологической печати, изучение психологического опыта по проблеме исследования);
o эмпирические методы (наблюдение, изучение документов, беседы, психологическая диагностика уровня развития личности, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент).
База эмпирического исследования – комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня».
Глава 1. Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейся личности.


