Основу культурогенеза составляет культурация. Культурация есть интериоризация ценностей культуры.
Это означает: уровень культурогенеза личности определяется тем, какие ценности культуры определяют его культурацию.
Нарушенный культурогенез личности, или культурная дефективность личности, возникает при условии:
A. нарушения интрапсихического культурогенеза - психологическая деформация личности;
B. нарушения интерпсихического культурогенеза - социально – психологическая деформация личности;
C. нарушения интерактивного культурогенеза – социально – педагогическая деформация личности.
Таким образом, психологическую деформацию развивающейся личности подростка формирует система взаимосвязанных дефицитов, а именно:
- дефицит интерсубъектных потенциалов личности;
- дефицит интрасубъектного потенциала личности;
- дефицит идентификации;
- интерактивный дефицит.
Отмеченные дефициты образуют «квадра – синдром психологической деформации развивающейся личности подростка». Дефициты, в итоге своей интеграции блокируют трансформацию как результирующий психологический механизм развития личности и формируют кризис самоактуализации личности. Стагнация трансформации разрушает динамическое равновесие в системе «Личность и общество» [11, 110 с.].
Характер жизнедеятельности для многих людей в России все более и более приобретает качество критической ситуации.
Критическая ситуация жизнедеятельности личности, которая сложилась в настоящий момент в России, актуализировала проблемы, связанные с дефицитарной деформацией личности. И, прежде всего, проблемы психокультурной деформации личности, так, как это обстоятельство определяет качественные характеристики переживания и преодоления критической ситуации своей жизнедеятельности в современных условиях.
К числу наиболее значимых для личности проблем относятся проблема идентификации, проблема адаптации, проблема самоактуализации и социального функционирования. Их разрешение в условиях, когда личность имеет психокультурную деформацию развития, весьма затруднительно для реализации задачи полноценного социального функционирования личности. Экспериментальные исследования 4752 подростков в возрасте 12-17 лет (по классификации Д.И.Фельдштейна) показали, что Дефицитарная деформация личности подростка как особое состояние её развития определяется следующими признаками:
1. субъективной неудовлетворенностью. Субъективная неудовлетворенность является следствием фрустрации основных социогенных потребностей личности, определяющих её социокультурное развитие.
2. утрата идентичности. Хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности зачастую даже в направлении деперсонализации, и к формированию неадекватной самооценки.
3. дезинтеграция индивидуальной «Я-системы» как следствие конфликтного функционирования интрасубъектных и интерсубъетных компонентов.
4. утрата психокультурной аавтономности (независимости). Формирование мультикультурной системы общественной жизни, интенсивное проникновение инокультурных компонентов в Я- систему личности и не готовность личности к их интеграции определили формирование психокультурного конформизма.
5. неадекватное восприятие реальности (действительности). Широкое распространение самых разнообразных форм экзистенциональной фрустрации и настроения социального писсемизма являются реальным подтверждением факта неадекватного восприятия дей ствительности. Пораждаемое этим явлением состояние социального дискомфорта и социальной изолоированности личности, чаще всего становятся причинами психологического порядка, которые приводят личность к аддиктивной зависимости от наркотиков или алкоголя.
6. неадекватное самопознание, само переживание и самооценка. Само переживание акцентировано в депрессивном измерении или в повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания, а иногда, наоборот, к сверх компенсации.


