СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основания изучения представлений о карьерном
росте у студентов-выпускников педагогического вуза в психологической науке…………………………………………………… .8
1.1. Особенности профессионального становления личности в онтогенезе………………………………………………………… .8
1.2. Психологический анализ проблемы готовности личности к выбору
профессии и ее профессиональных планов……………………………………18
1.3. Особенности кризиса профессионального самосознания молодого
специалиста на стадии профессиональной адаптации…………………… ….22
Глава 2. Методы исследования представлений о карьерном росте студентов выпускников педагогического вуза……………………………… .27
2.1. Цель, задачи, методы и методики исследования……………………… .27
2.2. Программа исследования……………………………………… .30
Глава 3. Описание результатов исследования представлений о карьерном росте студентов выпускников педагогического вуза………………… .32
3.1. Особенности профессионального становления личности и ее представлений о будущей карьере у студентов 5 курсов факультетов АмГПГУ…… .32
3.2. Особенности представлений о своей будущей карьере студентов
специальности «Педагогика и методика начального образования»……… .44
3.3. Рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ» .53
Заключение………………………………………………………………… .55
Библиографический список……………………………………………… 58
Приложения……………………………………………………………… .65
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях — одно из ключевых условий профессионального и даже шире — жизненного успеха человека.
Данной проблемой занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и другие.
К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды [46]…
Таким образом, актуальностью работы является проблема трудоустройства молодых специалистов выпускающихся из педагогических университетов и проектирования их дальнейшего жизненного пути.
Гипотеза исследования. На наш взгляд выпускники педагогического университета не обладает карьерными установками. Студенты недостаточно ориентируется в современной ситуации на рынке труда, как дающую гораздо больше возможностей для выбора траектории профессионального развития и должностного продвижения.
Современные начинающие специалисты должны реально оценивать свое положение на рынке труда, обладать первоначальным профессиональным опытом, владеть современными технологиями; при поиске работы ориентированы не столько на уровень заработной платы, сколько на возможности самореализации, карьерного роста, условия трудовой деятельности, адекватно воспринимать изменения, произошедшие за последние 5-10 лет в сфере управления, планирования карьерой.
Одни выпускники педагогического университета не знают о способах планирования своей карьеры, нет практики планирования, но задумывались о своем карьерном росте. Другие имеют практику планирования своей карьеры и уже делают карьеру. Еще одной проблемой является то, что многие студенты по окончании университета сомневаются в осуществлении карьеры по выбранной профессии.
Студенты педагогического университета специальности «Педагогика и методика начального образования» являются группой риска на рынке труда, по сравнению с другими специальностями, т.к. в нашем городе не требуются учителя начальных классов. Такая обстановка вызвана переходом на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, следовательно идет сокращение учителей, экономической ситуацией в стране – все это ведет к тому, что растет количество невостребованных молодых специалистов учителей начальных классов.


