Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Страница 4

Этапы профессионального пути выделяли так же Ф. Хейвигхерст (6 этапов); П. Массен, Дж. Конгер,Дж. Каган и Дж. Гивит (1979), рас­сматривая стадии развития личности, отмечают, что двадца­тилетние обычно имеют дело с выбором карьеры, намечают жизненные цели.

Е. А. Климов (1996) предлагает рассматривать професси­ональное развитие по фазам, на каждой из которых личность исполняет определенную профессиональную роль.

Адлер А. считал, что выбор профессии основан на стремлении чело­века к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей личности. Таким образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвер­дить себя в его собственных глазах. Отчасти такой подход к выбору про­фессии подтверждается в современных исследованиях [30,59]

Роу Э. (1956) связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обна­ружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобла­дали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеж­дения и поощрения, четкое распределение семейных функций. Сфера ис­кусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие от­ношение к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания [17,165].

А. Маслоу в концепции профессионального развития вы­деляет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека самосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к поня­тию «самоопределение» выступают такие понятия, как «само­актуализация», «самореализация», «самоосуществление».

Самоактуализация, по А. Маслоу, - это пол­ное использование человеком своих талантов, способностей, возможностей, желание индивида стать тем, кем он может стать. Самоактуализирующиеся личности в выбранной профессии стре­мятся сделать все возможное для своего совершенствования, что­бы достичь высшего уровня компетенции. Маслоу разработал «иерархию потребностей», состоящую из следующих ступеней: I ступень - физиологические потребности, II ступень - потреб­ность в надежности (материальной, связанной со здоровьем, обеспечением в старости), III ступень - социальные потребнос­ти (общение), IV ступень - потребность в уважении, престиже, социальном успехе, осознание собственного достоинства, V ступень - потребность в развитии личности, осмыслении сво­его назначения в мире, в самореализации, самоактуализации. Но вершины личностного развития, самоактуализации дости­гают 1-4% людей. «Самоактуализирующиеся» личности стре­мятся реализовать себя, свои интересы и способности. Такой личности присущи саморазвитие, готовность к решению новых проблем, способность к пониманию других людей, независи­мость от социальной среды, самостоятельность суждений, при­нятие себя и других, профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело [12,86].

А. Маслоу (1970) сделал предположение, что средний че­ловек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: на 85% удовлетворяются физиологические потребно­сти, на 70% - потребность в безопасности и защите, на 50% -потребность в любви и принадлежности к какой-либо социаль­ной группе, на 40% - потребность в самоуважении, на 10% -потребность в самоактуализации. Он считал, что иерархия потребностей присуща всем людям и чем выше по ней поднимет­ся человек, тем большую индивидуальность и психическое здо­ровье он продемонстрирует. Его основной интерес обращен на потребности самоактуализации. «Чтобы находиться в согла­сии с собой, музыкант должен создавать музыку, художник ри­совать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно называть самоактуализа­цией» (см. рис. 1)

Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23