Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Страница 3

Выделяют физическое, эмоциональное, когнитивное, соци­альное и нравственное развитие личности; особым видом яв­ляется ее профессиональное развитие [36].

В теориях профессионального развития рассматриваются его детерминанты, освещаются этапы профессионального пути личности и ее профессиональной карьеры, карьерные ориента­ции и установки [16,42].

Основоположник научно-психологического подхода к проблеме про­фессионального становления личности Ф. Парсонс (1908) первым сформу­лировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетво­ренность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.

В дальнейшем Ш. Бюлер, Д. Сьюпер утверждали, что поиск профес­сии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на пре­дыдущих возрастных этапах и достижением определенного уровня лично­стного развития.

Фазы жизненного цикла (по Ш. Бюлер)

Фаза I (до 15-летнего возраста). Характеризуется отсут­ствием каких-либо четких целей. Ребенок живет настоящим, о будущем имеет весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Фаза II (от 15 до 25 лет). Отрочество и юность. Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вы­нашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени он способен достичь поставленных целей.

Фаза III (от 25 до 40-45 лет). Соответствует зрелости. Са­мый плодотворный период жизни, для которого характерна постановка четких целей, позволяющая добиться стабильнос­ти на профессиональном поприще и в личной жизни.

Фаза IV (от 45 до 65 лет). Солидный возраст. Подведение итогов своей деятельности и свершений. Пересмотр целей с учетом своего профессионального статуса, здоровья и положе­ния дел в семье.

Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. Многие люди перестают преследовать цели, поставленные в юности. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию. Анализируя события собственной жиз­ни, человек решает, удалось ли ему достичь поставленных целей.

Д. Сьюпер разделил профессиональный путь индивида на пять этапов. Он соотнес осознание своих склонностей и спо­собностей с выбором профессии, во время которого развивает­ся и уточняется профессиональная Я-концепция.

Этапы профессионального пути (по Д. Сьюперу)

1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. Дети в играх проигрывают различ­ные роли, пробуя себя в разных занятиях, выясняя, что им нра­вится и что хорошо получается. У них появляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональ­ную карьеру.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются определиться в своих потребностях, интересах, спо­собностях, ценностях и возможностях. На основе самоанализаони рассматривают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди подбирают под­ходящую профессию и начинают ее осваивать.

3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Работники стремятся занять прочное положение в выбранной сфере дея­тельности. В первые годы трудовой жизни может произойти смена работы или специальности, во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. Эти годы в трудовой биографии человека часто ока­зываются наиболее творческими.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на произ­водстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников убывают. Для того чтобы соответство­вать снизившимся возможностям человека, меняется характер работы. Трудовая деятельность прекращается [27,98].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23