Собранные нами данные позволили выявить экспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке труда, на основе количественного и качественного сравнительного анализа результатов.
Экспериментальной группой испытуемых стали студенты ИПиП специальности «Педагогика и методика начального образования», как одной из самых незащищенных на рынке труда.
3.2. Особенности представлений о своей будущей карьере студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»
За время профессионального становления и достижения уровня профессионального мастерства человек последовательно проходит целый ряд кризисов. Выпускник университета как раз попадает в один из этих кризисных периодов. Так Эрик Эриксон [20, 135] выделяет три основных кризиса зрелости, и соответствующий кризису начала трудовой деятельности является «кризис молодости». Молодые люди, достойно принимающие этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей карьерой и жизнью в целом.
Кризисным моментом этого периода, по мнению широко известного психолога К. Г. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.
Преодоление подобного застревания на «детской позиции» происходит лишь тогда, когда молодой человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «я хочу» на «я могу».
Период взросления также рассматривается в теории ролей. В русле данной теории развитие понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль — внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроенная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли во многом
определяются существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период взросления человека происходят два важных изменения. Во-первых, кардинально меняются отдельные роли. К их внутренней дифференцировке приводит необходимость решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожиданиям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли. Внутреннее дифференцирование привычных ролей и освоение новых может вступать в противоречие, и тогда молодой человек ощущает отсутствие преемственности между прошлыми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе классические вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня считают?» Неопределенность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них быстрой адаптации к взрослому миру и его законам [20,147].
Студентам Института педагогики психологии специальности «Педагогика и методика начального образования» была предложена, специально разработанная нами методика «Представление субъекта о себе, о жизни, о карьере» (Каткова Е.Н.). В исследовании приняли участие 13 студентов специальности «Педагогика и методика начального образования.
Методика состоит из 4 заданий (Приложение 6).
Цель заданий методики состояла в том, чтобы посмотреть, насколько влияет столкновение двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок, на будущее. Насколько влияет социальный статус и социальная роль на представление о себе, своей жизни и карьере.
1 задание. Дать определение понятию «карьера» - данное задание поможет определить, на сколько студенты данной специальности владеют данным понятием.


