Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Страница 19

Важно так же отметить, что студенты данной специальности использовали с каждым разом от заданий связанных с временным промежутком «прошлое» до заданий связанных с временным промежутком «будущее» все больше единиц категории С (единицы анализа, носящие положительный оттенок). В заданиях, связанных с «прошлым» количество единиц категории D (единицы, носящие отрицательный оттенок) превышает количество единиц категории С. Жизнь в прошлом студентам представляется как скучная, однообразная, серая и т.п. Описание себя, как неуверенного в себе, нерешительного и т.п. Единицы анализа по категориям С и D, при описании карьеры в прошлом не упоминались, но присутствует в III задании единицы категории E (единицы анализа, которые носят ни положительный, ни отрицательный оттенок), это слова «никакая», «отсутствует», «только начинается», «не задумывалась». То есть карьера в прошлом в понимании студентов – это роль ученика, школьника и т.п.

Если в заданиях связанных с временным промежутком «прошлое» по III заданию не упоминались единицы категории С, то в дальнейшем по этому заданию и по другим заданиям растет количество единиц анализа этой категории. Будущее представляется в более положительных оттенках: так при описании себя в будущем чаще всего упоминается такое качество, как «уверенная»; при описании своей жизни в будущем чаще всего упоминается слова «насыщенная», «интересная» и т.п.; при описании своей карьеры в будущем на первый план выходят «стабильность», «интерес», «успешность».

Анализ таблицы к заданиям, связанных с расположением кругов (см. табл. 7. Приложение 8) показал, что большинство студентов расположили круги так, что круг «прошлого» и «настоящего» пересекаются или объединены, а круг «будущего» отдельно; то есть такое расположение кругов соответствует выделенной нами 3 группе. Данная схема расположения кругов говорит о том, что для студента-выпускника значимость прошлого больше, чем значимость ближайшего будущего. Здесь возможен страх перед будущим, в прошлом как и в настоящем жизнь более предсказуема, а будущее неизвестно и пугает. Также можно судить о застревании на «детской позиции».

Таким образом, мы выяснили, что влияние столкновения двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок, на будущее очень велико.

Студенты-выпускники специальности «Педагогика и методика начального образования», в большинстве своем, продолжают не осознавать, что необходимо сделать в будущем для достижения своих целей, нет четкого видения своего будущего, цепляются за старое. И здесь также огромное влияние оказывает социальный статус и социальная роль на представление о себе, своей жизни и карьере. Происходит столкновение между своим внутренним «Я», «Чего я хочу?» и существующим социокультурным окружением, ожиданием социума выполнения студентами определенных ролей. В прошлом от студентов ожидалось выполнение социальных ролей: дочери, сестры, матери и т.п. и это влияние осталось до настоящего времени, и может остаться в будущем, если не производить соответствующую работу со студентами данной специальности.

3.3. Рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ»

Изучение представлений о карьерном росте студентов-выпускников «Факультета истории и юриспруденции», «Института педагогики и психологии», «Физико-математического факультета», «Естественно-географического факультета» Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета позволяет нам выделить следующие рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоуст ройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ»:

- Для преодоления возникающего кризиса молодого специалиста, необходимо проводить психологическое консультирование (например, использование метода сказкотерапии (ав­тор — Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева); упражнения «Похвальное слово самому себе» (автор — Дж. Рейнуотер) или его модификацию «Доска поче­та и т.д.), которое направлено на оказание помощи в разрешении проблемной карьерной ситуации, то есть положения, когда человек сталкивается с необходимостью использования новых средств, способов поведения и перемен в деятельности для овладения этой ситуацией в реализации целей карьеры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23