Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Страница 9

Сущность каждого кризиса — это выбор, который человек должен сделать. Кризис — это столкновение двух реальностей; внутренней (психической) реальности человека, его системы мировоззрения, моделей поведе­ния, и части объективной действительности, противоречащей его предыдущему опыту [71].

Важная характеристика кризиса — его сила. Снижение силы кризиса возможно за счет осознания и принятия происходящих процессов (желания встроить их в свою жизнь удобным для себя образом), понимания собственных целей и приоритетов в жизни и деятель­ности и — на базе этого — четкого планирования.

За время профессионального становления и достижения уровня профессио­нального мастерства человек последовательно проходит целый ряд кризисов. И у каждого из них свои особенности. Один из самых известных специалистов по пе­риодизации развития личности Эрик Эриксон выделяет три основных кризиса зрелости:

· кризис молодости (соответствующий кризису начала трудовой деятельности);

· кризис середины жизни (совпадающий с кризисом середины карьеры);

· кризис старости (связанный с завершением карьеры).

У каждого из кризисов свои характерные черты.

Остановимся на одном из этапов — начало карьеры.

Не менее значим и карьерный кризис на ранних этапах профессионализации. Как правило, основной вид деятельности в период становления молодого специа­листа — его учеба в высшем учебном заведении. Соответственно, и кризис связан с прохождением именно этого этапа, поскольку значительную часть своего време­ни молодой человек проводит в учебной деятельности, проживая основное количе­ство событий и изменений, влияющих на остальные важные жизненные сферы жизни и развитие в целом.

Молодость — этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений, касающихся выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентации в соотношении со своим новым взрослым статусом и но­выми жизненными планами [23,30].

Главная задача личностного развития на этом этапе — поиск своего места, за­крепление в мире взрослых. Необходимость ее реализации переживается моло­дыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно принимающие этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей карьерой и жизнью в целом.

Кризисным моментом этого периода, по мнению К. Г. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Если у него есть иллю­зии, контрастирующие с действительностью, сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но нередко мо­лодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.

Преодоление подобного застревания на «детской позиции» происходит лишь тогда, когда молодой человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «я хочу» на «я могу».

Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных моментов развития мо­лодого человека расставляет другой зарубежный исследователь — Б. Ливехуд (1997) [3].

Поскольку, в отличие от подростка, молодой человек уже не только вклю­чает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него осо­бенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» — все это важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юно­сти необходимо научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться исключительно на мнении окру­жающих или на противостоянии всему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23