Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Страница 8

Выбор профессии не является одномоментным актом. Ин­дивидуальная ситуация выбора, по Е. А. Климову (1996). «про­ектирование профессионального пути», - это процесс, который начинается с ориентировки в обстановке внешних и внутренних событий, за которой следует рассмотрение и оценка возможных вариантов последующих действий, борьба мотивационных по­буждений, принятие решения и его формулировка, отражающа­яся в профессиональных намерениях, «личном профессиональ­ном плане», по Н. С. Пряжникову (1988) [27].

Профессиональное самоопределение личности - это процесс выбора профессии, представленный в планах, намерениях, при­нятии решения на основе сформировавшейся потребности его совершить. Он завершается фактическим выбором профессии, в - котором профессиональные намерения могут осуществиться полностью, частично или остаться нереализованными.

Формирование профессиональных намерений проходит несколько этапов, среди которых выделяют два основных. Пер­вый этап - первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий и неадекватные, часто ситуативные, оценки собственного ресурса и возможностей его развития. На втором этапе, когда задача вы­бора будущей профессиональной деятельности становится бо­лее актуальной, на основе представлений о своих психологичес­ких и психофизиологических данных формируется личный профессиональный план, который можно рассматривать как так­тику профессионального поведения.

Устойчивость профессиональных намерений является одной из важнейших характеристик, связанной с мотивацией профес­сионального выбора и влияющей на реализацию профессиональ­ных планов оптантов. [16,115].

Таким образом, готовность к профессиональной деятельности является сложным психологическим образованием и содержательной характеристикой установки. Она, в свою очередь, выступает как важнейший компонент профессиональной направленности. Профессиональные установки личности формируются и изменяются в процессе социализации под влиянием многих причин различного характера. Особым психическим образованием является готовность личности совершить профессиональный выбор, которое состоит из познавательного, мотивационного, эмоционального и волевого компонента. Исходя из этого, если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными осо­бенностями человека, он испытывает удовлетворение; в против­ном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям. Важнейшими составляющими профессиональной направ­ленности личности являются ее профессиональные планы и намерения. Учет установок, намерений и т.п. абитуриентов и студентов способствует лучшей адаптации к рынку труда.

1.3. Особенности кризиса профессионального самосознания молодого

специалиста на стадии профессиональной адаптации

Важным элементом профессионального становления и личностного развития молодых специалистов, согласно современным концепциям акмеологии и возраст­ной психологии, является прохождение кризисов. Причем от успешности прохож­дения кризисов зависит возможность раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциала человека. Кризис рассматривается как неизбежное столкновение двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок.

Начнем с определения понятия «кризис» и его роли в жизни человека. Многие авторы (Ниемеля П., Эриксон Э.) пишут не просто о наличии кризисов в жизни взрослого человека, но и об их необходимости для продолжения процесса развития [39,95].

Действительно, в течение кризисных периодов человек совершает важную ду­ховную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что уже получил и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие, наобо­рот, недооценивал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23