1.2. Психологический анализ проблемы готовности личности к выбору
профессии и ее профессиональных планов
К компонентам профессиональной направленности личности относят и установку как готовность к труду, выбору профессии.
Готовность личности к деятельности, в том числе и профессиональной, является сложным психологическим образованием и содержательной характеристикой установки. Она выступает как важнейший компонент профессиональной направленности.
Теория установки разработана школой грузинских психологов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе. [35,124] Установку понимают как «целостную модификацию субъекта», его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Она определяет направленность проявлений психики и поведения субъекта при возникновении потребностей и ситуации их удовлетворения. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых сфер психической деятельности человека. Установка - это «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному субъекту» [29]
«Установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» [31]
Установка личности в широком значении - это позиция, избирательное отношение личности к субъективно значимым для нее объектам. Образование установки предполагает определенную направленность на объект, предрасположенность к определенным действиям и деятельности. Она включает в себя такие составляющие, как потребности, мотивы, ценности, убеждения, ролевые позиции.
Профессиональные установки личности формируются, развиваются и изменяются в процессе социализации под влиянием многих причин психофизиологического, психологического, демографического, социально-экономического характера.
Особым психическим образованием является готовность личности совершить профессиональный выбор, которая определяется как активно-действенное состояние, характеризующееся функциональной взаимосвязью и динамикой составляющих ее компонентов: познавательного, мотивационного, эмоционального и волевого.
Познавательный компонент включает в себя знания и представления оптанта (Лицо, имеющее право на оптацию) о привлекающем его виде профессиональной деятельности, о себе, своих индивидуальных особенностях, профессионально важных качествах, о правильном, научно обоснованном выборе будущей профессии.
Мотивационный компонент понимается как потребность в осуществлении правильного, безошибочного выбора профессии, профессионального пути.
Волевой компонент определяется как стремление оптанта к самовоспитанию, самосовершенствованию, развитию у себя необходимых свойств, навыков, умений в соответствии с требованиями выбираемой профессии, предъявляемыми к человеку.
Эмоциональный компонент выражается в общем отношении оптанта к труду, степени эмоционального принятия, оценки его и профессиональной деятельности.
Если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными особенностями человека, он испытывает удовлетворение; в противном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям [16,35].
Важнейшими составляющими профессиональной направленности личности являются ее профессиональные планы и намерения, отличающиеся от первых большей определенностью, знанием способов достижения цели.
Намерение- сознательное решение, выполняющее функцию, побуждения и планировании поведения и деятельности [7].


