Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Страница 7

1.2. Психологический анализ проблемы готовности личности к выбору

профессии и ее профессиональных планов

К компонентам профессиональной направленности лич­ности относят и установку как готовность к труду, выбору профессии.

Готовность личности к деятельности, в том числе и профессиональной, является сложным психологическим образованием и содержательной характеристикой установки. Она выступает как важнейший компонент профессиональной направленности.

Теория установки разработана школой грузинских психо­логов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе. [35,124] Установку понимают как «целостную модификацию субъекта», его готовность к восприя­тию будущих событий и совершению в определенном направле­нии действий, что является основой его целесообразной избира­тельной активности. Она определяет направленность проявле­ний психики и поведения субъекта при возникновении потреб­ностей и ситуации их удовлетворения. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых сфер психичес­кой деятельности человека. Установка - это «готовность, пред­расположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчи­вый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному субъекту» [29]

«Установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и за­дачам и выражается в избирательной мобилизованности и го­товности к деятельности, направленной на их осуществление» [31]

Установка личности в широком значении - это позиция, избирательное отношение личности к субъективно значимым для нее объектам. Образование установки предполагает определен­ную направленность на объект, предрасположенность к опре­деленным действиям и деятельности. Она включает в себя такие составляющие, как потребности, мотивы, ценности, убеждения, ролевые позиции.

Профессиональные установки личности формируются, раз­виваются и изменяются в процессе социализации под влиянием многих причин психофизиологического, психологического, демографического, социально-экономического характера.

Особым психическим образованием является готовность личности совершить профессиональный выбор, которая опре­деляется как активно-действенное состояние, характеризующе­еся функциональной взаимосвязью и динамикой составляющих ее компонентов: познавательного, мотивационного, эмоцио­нального и волевого.

Познавательный компонент включает в себя знания и пред­ставления оптанта (Лицо, имеющее право на оптацию) о привлекающем его виде профессиональ­ной деятельности, о себе, своих индивидуальных особенностях, профессионально важных качествах, о правильном, научно обоснованном выборе будущей профессии.

Мотивационный компонент понимается как потребность в осуществлении правильного, безошибочного выбора профес­сии, профессионального пути.

Волевой компонент определяется как стремление оптанта к самовоспитанию, самосовершенствованию, развитию у себя не­обходимых свойств, навыков, умений в соответствии с требова­ниями выбираемой профессии, предъявляемыми к человеку.

Эмоциональный компонент выражается в общем отноше­нии оптанта к труду, степени эмоционального принятия, оцен­ки его и профессиональной деятельности.

Если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными осо­бенностями человека, он испытывает удовлетворение; в против­ном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям [16,35].

Важнейшими составляющими профессиональной направ­ленности личности являются ее профессиональные планы и намерения, отличающиеся от первых большей определеннос­тью, знанием способов достижения цели.

Намерение- сознательное решение, выполняющее функцию, побуждения и планировании поведения и деятельности [7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23