Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Страница 17

Данное понятие в различных печатных источниках рассматривается более широко, либо менее, поэтому нами было взято несколько определений.

Так, карьера - 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия. 3) Достижение известности, славы, выгоды [66].

Карьера — сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни [67].

2 задание. «Опишите себя в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам было предложено вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они себя видят. При этом, как в этом задании, так и в последующем, задание начиналось с местоимения «Я»: «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем», чтобы подчеркнуть, что задание должно выполняться с основой на свое внутренне Я. Так же под этим заданием, и под следующими заданиями было предложено изобразить в квадрате отношения этих «временных» кругов (см. приложение).

Анализ этого задания проходил по 5 категориям методом контент-анализа:

А) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), относящиеся к институциональным социальным ролям (мать, жена, дочь, сестра и т.п.)

B) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), относящиеся к социальным ролям, которые связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (ученица, школьница, педагог, учитель и т.п.)

С) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), носящие положительный оттенок (активный, насыщенная, трудолюбивый и т.п.)

D) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), носящие отрицательный оттенок (наивный, ничего не делаю, плохая жизнь, бедная и т.п.)

E) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), которые носят ни положительный ни отрицательный оттенок (серая, обычная, безынтересная, беззаботная, размеренная и т.п.)

Как упоминалось выше, дополнением ко всем заданиям стало задание по расположению кругов, обозначающих временные отрезки (см. приложение).

В зависимости от того, как располагаются относительно друг друга круги, нами были выделены 4 группы:

1 группа. Все круги разъединены. Это может означать то, что прошлое уже не имеет такого большого значение и не влияет на настоящее или будущее; настоящее студенту выпускнику видится как основное, отсутствие некого плана на будущее, настоящее тесно не связано с будущим.

2 группа. Все круги объединены, пересекаются, включены друг в друга – данное расположение кругов было выделено в отдельную группу потому, что значения этих кругов: прошлое, настоящее, будущее, находятся в тесной связи для студента-выпускника. Студент одновременно живет и прошлым, прошлое не дает заглянуть в будущее далеко. Происходит застревание на «детской позиции» (К.Г.Юнг)

3 группа. Круг «прошлого» и «настоящего» пересекаются, включены друг в друга и круг «будущего» отдельно. Данная схема расположения кругов говорит о том, что для студента-выпускника значимость прошлого больше, чем значимость ближайшего будущего. Здесь возможен страх перед будущим, в прошлом как и в настоящем жизнь более предсказуема, а будущее неизвестно и пугает. Также можно судить о застревании на «детской позиции».

4 группа. Круг «прошлого» отдельно и круги «настоящего» и «будущего» пересечены, включены друг в друга. Такая схема расположения кругов говорит о том, что студент-выпускник связывает свое настоящее и будущее. Будущее уже распланировано в настоящем, студент думает о своем будущем, для него оно значимо; прошлое уже никак не влияет на его настоящее и будущее, прошлое отдельно.

3 Задание «Опишите свою жизнь в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам было предложено вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они видят свою жизнь (см. приложение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23