Введение
Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность психолога обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов-психологов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.
Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором на первый план выходит личностное развитие, а не обучение, т.е. качественное преобразование всех психических сфер сознания, а не формирование знаний, умений и навыков.
И.В. Вачков отмечает, что истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. Становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Актуальность данной проблемы определила тему исследования: Развитие самосознания студентов – психологов.
Объект исследования: самосознание личности.
Предмет исследования: развитие самосознания студентов-психологов.
Целью данной работы являлось изучение развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования средствами акмеологического сопровождения.
Гипотеза: акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития, будет способствовать развитию самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования, если оно будет учитывать развитие следующих личностных характеристик: субъектность, рефлексивные способности, образ Я, ценностные ориентации и мотивацию к обучению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности самосознания личности в студенческом возрасте.
2. Проанализировать возможности развития самосознания студентов-психологов.
3. Проанализировать возможности акмеологического сопровождения в развитии самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования.
4. Проверить экспериментальным путем эффективность 1 этапа акмеологического сопровождения как средства развития самосознания студентов-психологов.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент;
- методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий).
Методики исследования:
1. Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» (престижности профессии, материального благополучия, делового характера, творческой реализации в труде);
2. Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»;
3. Методика М. Рокича для определения ценностных ориентаций (этические, индивидуалистические, ценности принятия других людей, ценности дела);
4. Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработана в НИИ им. Бехтерева (интернальность общая, в области достижений, неудач, производственных отношений, здоровья и болезни);
5. Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности;
6. Проективная методика Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»;
7. Методика В.В. Синявской, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские способности».
Глава 1. Проблема самосознания студентов-психологов
1.1 Самосознание личности
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов:
² в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности.


