² Функционально-ролевое «Я» – представление о себе в контексте той или иной социальной роли, необходимо для оценки и коррекции своего поведения в разных ситуациях;
² Изображаемое «Я» – то, каким человек демонстрирует себя перед другими, это «маска» человека;
² «Я» социальное – то, каким, по мнению человека, его видят окружающие;
² «Я» физическое – то, каким человек воспринимает свою внешность. Эта составляющая играет важную роль в межполовых отношениях, особенно важна в подростковом возрасте;
² «Я» духовное – то, как человек представляет себя со стороны высших духовных ценностей, выступает как духовный центр личности.
Интегральным измерением «Образа Я» выступает:
² самопринятие: благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей;
² самоуважение личности: соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности, У. Джемс вывел «формулу самоуважения»: самоуважение = успех/ притязания, чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоуважение человека.
Особую роль в развитии человека, как субъекта труда играет становление профессионального самосознания. С.А. Дружилов рассматривает профессиональное самосознание как процесс и результат осознания себя в профессиональной сфере, целенаправленного регулирования на этой основе своего поведения, деятельности и отношений. В структуру профессионального самосознания по А.К. Марковой входят:
² осознание норм, правил выполняемой профессиональной деятельности;
² формирование профессионального кредо;
² соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном;
² оценка себя другими, профессионально референтными людьми;
² самооценка, в которой выделяются когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности и эмоциональный аспект.
Таким образом, самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый структурный компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Самосознание имеет социальное происхождение и возникает в ситуациях совместной деятельности. Содержанием самосознания являются всевозможные качества человека, как индивида, субъекта, индивидуальности, таким образом, туда входят черты характера, способности, особенности внешности, поступки и др. Субъективно самосознание переживается как чувство «Я». Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания.
1.2. Развитие самосознания в студенческом возрасте
Студенчество – важный период в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей, мировоззрения. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет.
Для понимания особенностей студенческого возраста, обратимся к периодизации психического развития человека, предложенной В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым. Специфика данной периодизации заключается в том, что она представляет собой: карту человеческих общностей (ступеней развития), внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, тех способностей, которые необходимы для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.
В построении новой общности выделяют две фазы:
² период становления со-бытийности, когда образуются способности, позволяющие индивиду входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры;
² период становления само-бытийности, что позволяет человеку выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы.
Вхождение в новую общность подобно рождению и сопровождается сдвигом, преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и с собой, поэтому период вхождения в новую общность назван «кризисом рождения». Разрыв, противоречие между сложившейся формой совместного бытия и деятельности и возможностью нового, более высокого уровня со-бытия и создает явление кризиса. Кризис рождения, таким образом, это всегда поиск новых форм со-бытийности.


