Развитие самосознания студентов-психологов
Страница 24

Одним из способов развития самосознания в учебно-профессиональном процессе является сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов, которое может быть исследовано в рамках акмеологической науки. С акмеологических позиций личность студента-психолога рассматривается как субъект познания, развития, профессиональной деятельности и общения, а личностно-профессиональное развитие психолога зависит от социальных условий обучения, воспитания, особенностей организации педагогического процесса в высшей школе.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального развития психолога и внедрения ее в вузовскую практику. Поэтому с целью содействия личностно-профессиональному развитию студентов-психологов в НФИ КемГУ была разработана программа воспитательной работы: «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ». Средства реализации программы: создание акмеограммы студента; акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов; тренинг профессионального самоопределения; тренинг целеполагания; тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств; занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы. Все вышеперечисленные технологии направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик: уровень субъективного контроля; коммуникативные и организаторские способности; рефлексивные способности; ценностные ориентации; учебная мотивация; Образ Я.

С целью проверки эффективности программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ посредством 4 этапов (4 семестра) планируется провести формирующий эксперимент.

После 1 этапа эксперимента, у студентов-психологов экспериментальной группы наблюдаются позитивные изменения по параметрам: рефлексивные способности; ценностные ориентации; Образ Я, отдельным характеристикам мотивации к обучению. По параметрам: уровень субъективного контроля, коммуникативные и организаторские способности, характеристики учебной мотивации, у студентов позитивной динамики не наблюдается, это может быть следствием того, что не все акмеологические технологии были реализованы или свидетельствовать, о необходимости введения дополнительных средств и способов акмеологического сопровождения.

Таким образом, гипотеза о том, что акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития, будет способствовать развитию самосознания студентов-психологов, частично подтверждена. Результатом первого этапа стало развитие такой характеристики самосознания как рефлексивность, отсутствие положительной динамики других характеристик самосознания объясняется проведением только одного этапа из четырех. Кроме того, по результатам исследования могут быть внесены изменения в программу, направленные на развитие этих характеристик.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: Педагогика. Т.1.

2. Альбуханова К.А. Психология и сознание личности – М.: Логос, 1999.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология – М.: Логос, 1996.

6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования – М.: ИЦПКС, 2001.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Знание, 1996.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: «Академия», 2001.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека – М.: Школьная пресса, 2000.

10. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Монография – М., 2000.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31