Развитие самосознания студентов-психологов
Страница 13

² использование педагогических принципов разработки содержания личностно-профессионального развития психолога, оптимальной модели, алгоритма и технологии достижения его целей;

² системность и органическая взаимосвязь личностно-профессионального развития психолога со всеми компонентами его труда;

² оптимизация информационного, социально-психологического и организационного обеспечения изучаемого процесса.

Таким образом, личностно-профессиональное развитие психолога можно определить как непрерывный процесс индивидных, личностных, деятельностных изменений, происходящих под влиянием обучения, воспитания, социализации и самосовершенствования, обеспечивающих не только усвоение знаний, специальных технологий, но, прежде всего, формирование профессионально важных качеств.

В процессе обучения в вузе закладываются и развиваются основы личностных ценностей, профессионального самосознания и те личностно-профессиональные качества, которые обеспечивают компетентное выполнение профессиональной деятельности.

Личностно-профессиональное развитие психолога в высшей школе зависит от социальных условий обучения, воспитания, образования, особенностей организации педагогического процесса в высшей школе (его программно-целевой направленности, субъектно-деятельностных образовательных технологий, особенностей образовательной развивающей среды), личностного потенциала (мотивационных, ценностных и профессиональных компонентов личности) студента.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального развития психолога и внедрения ее в вузовскую практику. Целью создания такой программы могло бы быть содействие личностно-профессиональному развитию студентов-психологов.

Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию

развития самосознания студентов-психологов

2.1.Методы и методики исследования развития самосознания студентов-психологов

В целях проверки эффективности программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ посредством 4 этапов (4 семестра) планируется провести формирующий эксперимент.

1 этап эксперимента: сентябрь-март 2006-2007 уч. года.

В эксперименте приняло участие 30 студентов-психологов:

² экспериментальная группа: 15 человек.

² контрольная группа: 15 человек.

Схема эксперимента:

01 х 02

03 04

Где х – реализация программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов.

В работе был использован квазиэкспериментальный план (с отступлением от схемы истинного эксперимента) для двух неэквивалентных групп с тестированием «до» и «после» воздействия.

Независимая переменная: программа акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ.

Зависимая переменная: самосознание студентов-психологов.

Методы исследования

- теоретический анализ литературы;

- эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент;

- методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий).

Методики исследования

Для комплексного исследования развития самосознания студентов-психологов, применялись следующие методики.

1. Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии»

Цель исследования: исследовать причины выбора профессии студентами-психологами.

Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.

Методику С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» см. в Приложении №3.

2. Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»

Цель исследования: определить характеристики учебной мотивации студентов:

² познавательный мотив – характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности;

² мотив избегания – свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31