² использование педагогических принципов разработки содержания личностно-профессионального развития психолога, оптимальной модели, алгоритма и технологии достижения его целей;
² системность и органическая взаимосвязь личностно-профессионального развития психолога со всеми компонентами его труда;
² оптимизация информационного, социально-психологического и организационного обеспечения изучаемого процесса.
Таким образом, личностно-профессиональное развитие психолога можно определить как непрерывный процесс индивидных, личностных, деятельностных изменений, происходящих под влиянием обучения, воспитания, социализации и самосовершенствования, обеспечивающих не только усвоение знаний, специальных технологий, но, прежде всего, формирование профессионально важных качеств.
В процессе обучения в вузе закладываются и развиваются основы личностных ценностей, профессионального самосознания и те личностно-профессиональные качества, которые обеспечивают компетентное выполнение профессиональной деятельности.
Личностно-профессиональное развитие психолога в высшей школе зависит от социальных условий обучения, воспитания, образования, особенностей организации педагогического процесса в высшей школе (его программно-целевой направленности, субъектно-деятельностных образовательных технологий, особенностей образовательной развивающей среды), личностного потенциала (мотивационных, ценностных и профессиональных компонентов личности) студента.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального развития психолога и внедрения ее в вузовскую практику. Целью создания такой программы могло бы быть содействие личностно-профессиональному развитию студентов-психологов.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию
развития самосознания студентов-психологов
2.1.Методы и методики исследования развития самосознания студентов-психологов
В целях проверки эффективности программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ посредством 4 этапов (4 семестра) планируется провести формирующий эксперимент.
1 этап эксперимента: сентябрь-март 2006-2007 уч. года.
В эксперименте приняло участие 30 студентов-психологов:
² экспериментальная группа: 15 человек.
² контрольная группа: 15 человек.
Схема эксперимента:
01 х 02
03 04
Где х – реализация программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов.
В работе был использован квазиэкспериментальный план (с отступлением от схемы истинного эксперимента) для двух неэквивалентных групп с тестированием «до» и «после» воздействия.
Независимая переменная: программа акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ.
Зависимая переменная: самосознание студентов-психологов.
Методы исследования
- теоретический анализ литературы;
- эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент;
- методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий).
Методики исследования
Для комплексного исследования развития самосознания студентов-психологов, применялись следующие методики.
1. Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии»
Цель исследования: исследовать причины выбора профессии студентами-психологами.
Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.
Методику С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» см. в Приложении №3.
2. Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»
Цель исследования: определить характеристики учебной мотивации студентов:
² познавательный мотив – характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности;
² мотив избегания – свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия;


