Развитие самосознания студентов-психологов
Страница 7

Можно заметить, что период студенчества (от 16/17 до 21/22 лет) приходится на пору юности, начало молодости. Остановимся более подробно на данных возрастных периодах развития человека.

Юность (стадия освоения) располагается на третьей ступени развития, которая называется персонализация. Данное слово, соединяющее в себе значение «личины» (роли, маски) и духовного «лика», акцентирует, с одной стороны важнейший момент личностного развития – появление способности к самоопределению и саморазвитию, с другой – ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигнувшей внутренней свободы от ближайшего социального окружения.

На ступени персонализации, в юности – реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему, становится общественный взрослый – Учитель, Мастер, Наставник. Взрослый ценен и значим, прежде всего, своей реальной взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного бытия – в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через приобщение к деятельным формам взрослости человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы своей самотождественности внутри совместного бытия с другими (см. Рис. 2).

Рис.2 Стадия персонализации

Юность – завершающая стадия ступени персонализации. Основные результаты развития на этой стадии:

² саморефлексия;

² окончательное формирование образа своего Я, осознание собственной индивидуальности, само-бытийности;

² становление мировоззрения;

² появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия своего Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности. В качестве главного результата развития на этой стадии выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Одно из достижений ступени – новый уровень самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Отсюда желания утвердиться среди окружающих людей – тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, произведений литературы и искусства; в особых выражениях; в неприятии некоторых общепринятых положений.

Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда – само-рефлексия, способность замечать проявления характера, свойств воли, особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений.

Центральный психологический процесс в самосознании – формирование личной идентичности, индивидуальной самотождественности, единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны и многие жизненные планы юноши.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать свои недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается.

Важный компонент самосознания – самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие – важнейший признак становления личностного способа бытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31