Развитие самосознания студентов-психологов
Страница 19

Значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено. Наблюдается тенденция к повышению уровня различных компонентов мотивации (см. Рис.9).

Рис.9 Учебная мотивация студентов экспериментальной группы

Образ Я («Дом. Дерево. Человек»)

Результаты, полученные до и после эксперимента, были сопоставлены и условно разделены на три группы: «Положительная динамика изменения» Образа Я, «Отсутствие динамики», «Отрицательная динамика» (см. Рис. 10).

Рис. 10 Динамика изменения Образа Я студентов экспериментальной группы

У большинства (60%) студентов-психологов произошли позитивные изменения Образа своего Я, в рисунках это проявилось следующим образом:

² появление «дороги» - нахождение пути в деятельности (средств и способов реализации цели);

² увеличение числа окон, дверей, которые символизируют открытость для социальных контактов;

² появление (акцентирование) солнца – символ авторитетной фигуры, тепла и силы;

² изменение расположения дома (символ безопасности, надежности) – вблизи (открытость, доступность);

² появление на дереве плодов, что говорит о желании человека быть продуктивным;

² уменьшение числа острых углов, которые свидетельствуют о плохой адаптации, агрессивности;

² более четкая прорисовка туловища человека: руки (степень контактности с окружающим миром), ноги (основа, стабильность);

² появление ушей – готовность принимать критику, выслушивать общественное мнение;

² размещение рисунка в правой части листа, что говорит о планах человека на будущее, перспективность и т.д.

У 20% студентов наблюдаются негативные изменения Образа Я, которые проявляются в появлении закрытых дверей – отчуждение, скрытность; дыма – тревожность; уменьшении числа окон; уменьшении фигуры человека – снижение уверенности в себе, чувство отверженности, отчужденности; появлении деталей, которые указывают на повышение агрессивности человека.

У 20% студентов-психологов не произошло никаких изменений, т.е. в их рисунках не наблюдалось каких-либо элементов, которые указывали бы на изменение Образа Я.

На рис.11 приведен рисунок студента из экспериментальной группы, чья динамика развития Образа Я оказалась положительной.

Рис.11 Рисунок «Дом. Дерево. Человек»

СЕНТЯБРЬ

МАРТ

Результаты контрольной группы

Уровень субъективного контроля

Первичные статистические данные, полученные при исследовании уровня субъективного контроля приведены в таблице 7.

Таблица 7 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)

 

Общий УСК

УСК в области достижений

УСК в области неудач

УСК в области производственных отношений

УСК в отношении здоровья и болезни

Сентябрь

26,87±5,57

7,47±1,7

7±2,04

5,13±1,55

2,8±1,15

Март

29,2±6,32

8,53±2,3

7,47±2,7

5±1,69

3,07±0,7

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31