Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения и общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различия самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может констатирующим, внеоценочным.
Самооценка – это компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценке и ее развитию посвящено много психологических работ. Установлено, что самооценка может быть адекватной (объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека. Завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Заниженная формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и т.д. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельности, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.
«Образ Я» является результатом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.
В психологических исследованиях «Образа Я» выделяют несколько характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.
Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств, при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень его самосознания.
Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «Образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различаться и по направленности на свое Я: у одних «Образ Я» в центре сознания, у других на периферии; и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.
В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности образа Я. Он может отличаться внутренней согласованностью, либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость и непоследовательность образа Я вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.
В-четвертых, это степень устойчивости образа Я во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.
В содержании «Образа Я» выделяют следующие составляющие:
² «Я» настоящее – то, каким видит себя человек в данный момент, эта составляющая является центром самосознания;
² «Я» динамическое – то, каким человек планирует стать в будущем, эта составляющая имеет большое значение для самосовершенствования и личностного роста;
² «Я» идеальное – то, каким человек хочет быть, исходя из моральных норм и ценностей, это внутренний эталон, по которому человек оценивает себя и других;
² «Я» ретроспективное – представления о себе в прошлом, необходимый компонент для осмысления и оценки своей жизни;


