Развитие самосознания студентов-психологов
Страница 11

Критерии, которые позволяют фиксировать и анализировать субъектную позицию студента:

² осознанный выбор профессии;

² стремление к личностной и профессиональной самореализации;

² отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности, субъектные связи между студентами и преподавателями, между студентом и учебной группой,

² умение самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать свою жизнедеятельность;

² умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою деятельность и поведение;

² умение осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности в интересах стремления к самообразованию и самовоспитанию.

И.И. Пчелин выделяет следующие характеристики субъектной позиции:

² самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего «Образа Я», самопознанием и самоконтролем;

² самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным основаниям;

² самоопределение, которое связано с обозначением границ своего «Я»;

² самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в «Я» человека;

² самодеятельность, которую осуществляет субъект;

² самостроительство, которое связано с развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности;

² самоидентификация, связанная с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом.

Стимулирование и поддержка субъектной позиции студента осуществляется через: проведение самодиагностики (опросники, тестирование, интервью), методы самоанализа, самооценки; разработку студентами мероприятий, направленных на становление жизненной субъектности.

Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста:

1. нулевая (объектная) стадия, на которой формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания;

2. объектно-субъектная стадия, предполагает овладение основами субъектного жизнетворчества, методологией субъектного обучения, субъектной позиции, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиливается работоспособность в личностной и профессиональной самореализации;

3. субъектно-объектная стадия, предполагает готовность к самостоятельному решению задач, преобразующему отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка профессиональной деятельности;

4. субъектная стадия - практическая реализация индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, осуществляется необходимая коррекция самоанализа учебно-профессиональных и жизненных достижений, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании.

Государственный образовательный стандарт указывает на то, что выпускник вуза должен обладать такими характеристиками, как высокий уровень профессиональной образованности, высокоразвитый интеллект, творческий потенциал, знание новейших методов и технологий в соответствующей сфере деятельности, стремление к самообразованию, навыки самостоятельной работы, высокая адаптивность. Все эти качества формируются успешнее, если студент занимает при обучении субъектную позицию, т.е. является активным участником процесса образования. Сформировавшаяся субъектная позиция студентов позволяет оптимально организовывать учебный процесс, грамотно управлять им и добиваться успехов. Еще раз отметим, что формирование субъектной позиции студентов играет важную роль в развитии самосознания человека.

1.3.2 Возможности развития самосознания в учебно-профессиональном процессе

Одним из способов развития самосознания в учебно-профессиональном процессе является сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов.

Личностно-профессиональное развитие будущего психолога может быть исследовано в рамках акмеологической науки, которая, занимаясь изучением специалистов системы «человек-человек», выявляет важнейшие факторы достижения вершин в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31