Развитие самосознания студентов-психологов
Страница 6

На фазе со-бытийности человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявленные ему ожидания и старается им соответствовать. Поскольку в любой общности участвуют, по крайней мере, двое, то задача партнера – включить в общность другого со всей его индивидуальностью, что можно сделать, изменяя себя и свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств назван стадией принятия («Мы – вместе!»). Когда ребенок становится достаточно инициативным в поддержании и построении общности, когда его самостоятельность по построению совместного действия становится вполне очевидной, взрослый начинает работать «на разрыв» уже сложившегося типа совместности.

Если на стадии принятия усилия ребенка и взрослого были направлены на общее дело – на созидание новой общности, то в момент кризиса развития образуется разрыв и разнонаправленность инициатив партнеров. Так, усилия взрослого направлены на ориентирование ребенка на поиск новых способов самоопределения, на освоение нового слоя своей самости. И хотя усилия ребенка все так же направлены на продолжение совместного status quo, однако незаметно для себя, он восстанавливает и осуществляет прежнюю систему отношения на новой предметности – им самим для себя открытой.

Именно с восстановления совместности на новой, ребенком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности – стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности («Мы вместе, но ты – свое, а я свое!»). Само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но уже в другом пространстве, в новой форме со-бытийной общности. В таблице 1 обозначены базисные общности или ступени развития человека.

Таблица 1 Периодизация психического развития человека

Ступени развития

Период становления

со-бытийности

Период становления

само-бытийности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

Оживление

Родовой кризис

2 мес. – +3 нед.

Новорожденность

0,5 – 0,4 мес.

Кризис новорожденности

3,5 – 7 мес.

Младенчество

6 – 12 мес.

Одушевление

Кризис младенчества

11 – 18 мес.

Раннее детство

1,5 – 3 года

Кризис раннего детства

2,5 – 3,5 года

Дошкольное детство

3 – 6,5 лет

Персонализация

Кризис детства

5,5 – 7,5 лет

Отрочество

6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества

11 – 14 лет

Юность

13 – 18 лет

Индивидуализация

Кризис юности

17 – 21 год

Молодость

19 – 28 лет

Кризис молодости

27 – 33 года

Взрослость

32 – 42 года

Универсализация

Кризис взрослости

39 – 45 лет

Зрелость

44 – 60 лет

Кризис зрелости

55 – 60 лет

Старость

62 – …

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31