На фазе со-бытийности человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявленные ему ожидания и старается им соответствовать. Поскольку в любой общности участвуют, по крайней мере, двое, то задача партнера – включить в общность другого со всей его индивидуальностью, что можно сделать, изменяя себя и свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств назван стадией принятия («Мы – вместе!»). Когда ребенок становится достаточно инициативным в поддержании и построении общности, когда его самостоятельность по построению совместного действия становится вполне очевидной, взрослый начинает работать «на разрыв» уже сложившегося типа совместности.
Если на стадии принятия усилия ребенка и взрослого были направлены на общее дело – на созидание новой общности, то в момент кризиса развития образуется разрыв и разнонаправленность инициатив партнеров. Так, усилия взрослого направлены на ориентирование ребенка на поиск новых способов самоопределения, на освоение нового слоя своей самости. И хотя усилия ребенка все так же направлены на продолжение совместного status quo, однако незаметно для себя, он восстанавливает и осуществляет прежнюю систему отношения на новой предметности – им самим для себя открытой.
Именно с восстановления совместности на новой, ребенком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности – стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности («Мы вместе, но ты – свое, а я свое!»). Само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но уже в другом пространстве, в новой форме со-бытийной общности. В таблице 1 обозначены базисные общности или ступени развития человека.
Таблица 1 Периодизация психического развития человека
| Ступени развития | Период становления со-бытийности | Период становления само-бытийности | ||
| Кризисы рождения | Стадии принятия | Кризисы развития | Стадии освоения | |
|
Оживление | Родовой кризис 2 мес. – +3 нед. | Новорожденность 0,5 – 0,4 мес. | Кризис новорожденности 3,5 – 7 мес. | Младенчество 6 – 12 мес. |
|
Одушевление | Кризис младенчества 11 – 18 мес. | Раннее детство 1,5 – 3 года | Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 года | Дошкольное детство 3 – 6,5 лет |
|
Персонализация | Кризис детства 5,5 – 7,5 лет | Отрочество 6,5 – 11,5 лет | Кризис отрочества 11 – 14 лет | Юность 13 – 18 лет |
|
Индивидуализация | Кризис юности 17 – 21 год | Молодость 19 – 28 лет | Кризис молодости 27 – 33 года | Взрослость 32 – 42 года |
|
Универсализация | Кризис взрослости 39 – 45 лет | Зрелость 44 – 60 лет | Кризис зрелости 55 – 60 лет | Старость 62 – … |


