Выводы
Проведенный эксперимент (1 этап) позволил выявить эффективность акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ.
На данном этапе эксперимента были проведены занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы, акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов, тренинг профессионального самоопределения. Применяемые акмеологические технологии были направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик:
² уровень субъективного контроля;
² коммуникативные способности;
² организаторские способности;
² рефлексивные способности;
² ценностные ориентации;
² учебная мотивация;
² Образ Я.
По параметрам: «уровень субъективного контроля», «коммуникативные и организаторские способности», «учебная мотивация» у студентов экспериментальной группы позитивной динамики не наблюдается, это может быть следствием того, что не все акмеологические технологии были реализованы или свидетельствовать, о необходимости введения дополнительных средств и способов акмеологического сопровождения.
В контрольной группе произошло снижение показателей по параметру «закономерность результатов» - студенты стали меньше понимать пути решения поставленных задач, снижение показателей по этой шкале подтверждается на уровне статистической значимости (t (st) = 2,65, p = 0,05).
В контрольной группе студенты на начало эксперимента показывали более высокий по сравнению со студентами экспериментальной группы уровень проявления волевого усилия в ходе учебы, после эксперимента это различие не обнаруживается, у студентов контрольной группы снизились показатели по данному параметру.
У студентов-психологов экспериментальной группы после эксперимента наблюдается более высокая оценка результатов своей учебной деятельности (параметр «Оценка уровня достигнутых результатов», t (st) = 2,68, p = 0,05).
Имеется статистически значимое различие (t (st) = 2,34, p = 0,05) по параметру: «рефлексивные способности», после эксперимента наблюдается повышение уровня развития рефлексии у студентов экспериментальной группы. Причем, если до эксперимента уровень развития рефлексивных способностей у студентов экспериментальной группы был ниже, чем у студентов контрольной группы, то теперь статистически значимых различий не обнаружено. Следует отметить, что в контрольной группе не произошло изменения уровня развития рефлексивных способностей
В ценностной структуре студентов-психологов экспериментальной группы так же наблюдаются изменения, для студентов становятся более значимыми ценности дела (связаны с развитием таких качеств личности как аккуратность, исполнительность, ответственность, самоконтроль и др.), наблюдается появление в структуре ценностей такого компонента самосознания, как «уверенность в себе». У студентов контрольной группы существенно снижается значимость этических ценностей (воспитанность, образованность), несколько повышается значимость ценности дела, других людей.
Кроме того, у студентов-психологов экспериментальной группы положительная динамика наблюдается в изменении Образа своего Я, у большинства студентов-психологов контрольной группы отсутствуют изменения Образа своего Я.
Мотив выбора профессии в данной работе рассматривался как дополнительная переменная, которая оказывает существенное влияние на развитие профессионального самосознания студентов-психологов, проанализировав полученные данные, можно сказать, что по этому параметру экспериментальная и контрольная группы, были эквивалентными, в обеих группах ведущим мотивом выбора профессии был мотив делового характера, менее значимым – мотив престижности профессии.
Заключение
Целью данной работы являлось изучение развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования средствами акмеологического сопровождения.
Самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания. Студенчество является важным периодом в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет: это конец юности, начало молодости. В связи с возрастными особенностями данных периодов, можно сказать, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание.


