Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного кризиса России
Страница 13

Определение артефакта как культурного продукта, говорит о том, что он имеет определенную специфичность в силу того, что субъекты его порождающие принадлежат к определенной культуре и включены в общую деятельность и жизнедеятельность. В работе М. Бубера онтологические отношения «Я–Ты» опосредованы «Оно» (язык и другие реалии культуры). То есть отношения с другими опосредовано культурой. Отношение «Я–Оно» опосредовано и отчуждено, следовательно, культура относительно субъекта всегда рядоположенна, он с ней не слит. «Различные культуры и цивилизации, исторические эпохи, приписывая субъекту специфические атрибуции, возвышая их свободу и ответственность, создают различные конфигурации объективного мира природы и цивилизации, субъект–объектных отношений» [И.Г. Петров с. 117]. Но если это так, то каким образом культурные артефакты влияют на жизнь человека, если, порождаясь субъектом, они отчуждаются?

В.С. Cтепин определяет культуру как «сложноорганизованный набор надбиологических программ, в соответствии с которыми осуществляются определенные виды деятельности, поведения и общения» [с.9]. В этих программах и заложено, что культурные артефакты должны транслироваться поколениям. Следовательно, культурные артефакты, отчуждаясь, посредством способов обучения, воспитания, суггестии возвращаются субъекту вновь, обличаясь в новые, принятые данной эпохой интерпретационные схемы.

Порождаясь системой человека, сознанием коллективного субъекта в совместной деятельности, менталитет усваивается опосредованно как культурный артефакт. «Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем вышеобозначенных парадигм: не существует прямого и непосредственного соотношения «человек–природа», «человек–общество». Во-первых, и природа, и общество, являясь фундаментальными предпосылками становления человека, не становятся прямо содержательными характеристиками ни самой его личности, ни ее мира; они всегда имеют ценностную валентность и конкретно-исторический облик, обнаруживают себя перед человеком как вполне определенные канонические формы культуры; а во-вторых, даже с этими формами невозможна непосредственная встреча, невозможна прямая их интериоризация. Чтобы они раскрылись в своем истинном содержании, чтобы оказалось возможным приобщение к ним, всегда необходим посредник, тот или иной тип медиатора, в качестве которого может выступить знак, слово, символ, миф и др. Именно через них происходит кардинальное преобразование так называемых натуральных (наличных, реальных) психических (шире – соматоорганических) форм в идеальные (культурные, высшие), собственно, человеческие способности» [В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. Антропологический принцип в психологии развития. с. 8]. Таким образом, на пути между человеком и миром стоит мир культуры. Ни мир, ни культура не могут быть интегрированы человеком непосредственно. Чтобы освоить культуру, человек должен присвоить ее атрибуты, чтобы освоить мир, человеку также необходимо интегрировать нечто, что бы их связало. Присваивая менталитет, человек соединяется с миром культуры (осуществляет взаимное проникновение). Обретя культуру, идентифицируясь с культурным коллективным субъектом, человек становится готов к вхождению в мир, где находится полифония культур.

Схожие мысли выдвигает В.Е. Клочко. Он пишет, что не может человек напрямую соприкоснуться с объективным миром, необходимо, чтобы его субъективность вошла в него. «Легко говорить о границе, которая перемещается от глаза (и другого органа чувств) на предмет. У ребенка первые три года жизни уйдут на освоение этого перехода. Ведь на самом деле это и есть первое проявление многомерного мира человека, пусть еще и не обладающего признаками реальности и действительности, но уже вобравшего в себя тот самый "дух", который вышел за пределы тела и "осел" на предмете, коснувшись его. Если собственно человеческое начинает заполнять пространство вокруг человека как телесного существа, если возникает продолженность человека в мир, без которого он так и не станет миром человека, значит "очеловечивается" и само пространство, возникая на пересечении субъективных и объективных измерений. Два условия необходимы для такого перемещения субъективности на границу с предметом. Это культура, где хранится и аккумулируется опыт человечества, в том числе и значения как часть этого опыта. Затем это взрослый, через которого осуществляется выход в культуру и который единственно может связать ощущения, получаемые ребенком от предмета, со словом, обозначающим предмет, выделяя его этим самым из всего остального. Минимум четыре фактора должны совпасть для того, чтобы граница между человеком и миром сместилась от органа чувств к предмету и возникли феномены предметного мира и предметного сознания» [Галажинский, Клочко с.87]. В приведенной цитате В.Е. Клочко пишет как раз о факторах, способствующих продолженности субъектности человека в мир. Наличие коллективного субъекта и есть условие, гарантирующее вхождение человека в мир, посредством артефактов культуры (менталитета и др.), и наличия Других во взаимодействии. Культура выступает медиатором между человеком и миром.