«Культурная психология – часть науки о развитии. Культурная психология – это часть психологической науки, которая ориентирована на открытие фундаментальных принципов. Таким образом, культурная психология является частью общей психологии как базисной науки…» [Я. Вальсинер с. 44].
1. Теоретико-методологические основания и предпосылки становления концепции трансформации менталитета
1.1. Культурные и социологические модели развития менталитета
1.1.1. Менталитет как культурный нематериальный артефакт
В современном мультикультурном мире наблюдается две тенденции развития обществ – первая, интеграция сфер жизни и образов жизни различных групп населения, выражающаяся в глобализации, а вторая, повышение анонимности жизни общества. Глобализация экономики, политики, культуры удовлетворяет родовую потребность человека как «коллективного животного» в реализации совместного со-бытия, но препятствует выражению индивидуальности, порождая в человеке чувства не защищенности, тревоги. Надвигающийся мир способствует замыканию личного пространства человека, его интимности, анонимности в принятии решений как выражение защитной реакции на чрезмерную обнаженность, публичность СМИ. Такие противоречивые тенденции поляризуют общество, повышают напряжение в нем, сталкивают различные менталитеты. Мировое сообщество ищет гармонию, баланс отношений, что порождает интерес к проблеме менталитета. Менталитет альтернатива понятиям «дух времени», «психология эпохи», которые трудно поддаются эмпирическому исследованию. Менталитет как выразитель духовных оснований общественного сознания выводится на почетное место двигателя культурной динамики и имеет больше шансов для своей операционализации.
В истории развития психологической мысли работ, непосредственно посвященных менталитету, немного. В древнеиндийской философии «ментальное тело» выделялось как оболочка человека наравне с физическим, астральным и другими телами. Н.С. Южалина, проанализировав древнеиндийские, египетские и китайские источники, пришла к выводу, что в древних представлениях о ментальности обозначены следующие проблемы: ментальной сущности человека, соотношения сознательных и бессознательных установок в жизни человека, личного самосознания [с. 17]. И все эти проблемы были органично вплетены в образы природы, посредством, которых они моделировались.
Научный подход к проблемам ментальности обозначен в начале ХХ века. Л. Леви-Брюль в 1910 году издает труд «Ментальные функции в первобытных обществах», а в 1922 году – «Первобытная ментальность», где отражает особенности ментальности первобытных и цивилизованных людей. Но как писал А.Н. Леонтьев об этих работах: «В буржуазной психологической литературе понятию первобытного сознания (чаще говорят: мышление) незаконно придается весьма широкое и недостаточно определенное значение» [Проблемы разв. Псих. С. 295]. В 1952 году Г. Бутуль издает труд «Ментальность», где сравнивает ментальность с доопытным знанием («априорной формой познания») И. Канта. Таким образом, ментальность определяется как врожденное качество. Г. Дюби в 1961 году в книге «История и ее методы» целую главу «История менталитета» посвящает данному понятию, определяя ментальности различных исторических эпох. С позиции автора ментальность – это совокупность образов и представлений, характерных для социальных страт, групп и они определяют их поведение. Большую роль автор отводил социальной среде, которая может порождать ментальность. В перечисленных работах ученых видно близость понятия «менталитет» с понятием «общественное сознание».
Удивительным образом, работ, содержащих термин менталитет, мы насчитали больше пятидесяти, но только четверть авторов пытаются раскрыть содержание понятия. Каким образом ученые пишут о генезисе, транслировании, трансформации, динамике менталитета, не раскрывая его суть, остается тайной не только в психологии, но и в истории, культурологии, социологии, этнопсихологии и других науках.


